Первый женский сайт

Восприятие дошкольниками пространства

Значительные изменения в дошкольный период происходят в восприятии детьми пространства с его главными признаками.

Восприятие пространства - отображение расстояния, размера, формы рельефа окружающих объектов, действующих на анализаторы.

Уже в раннем возрасте ребенок хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов, однако еще не выделяет направлений движения и пространственных отношений между предметами. Представления о предметах и их свойства возникают раньше и является основой представлений о пространстве.

Первые представления о направлении движения, усваивает 3-вещь-на ребенок, связанные с собственным телом, которое является для нее центром, от которого она определяет направление. Под руководством взрослых малыш начинает выделять И правильно называть свою правую руку, которой выполняет основные действия "Этой рукой я им, рисую, здороваюсь. Значит, она права". Положение остальных частей тела как "правых" или "левых" ребенок определяет только относительно правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник сначала ищет свою правую руку, а затем показывает на глаз. "Правое" и "левое" кажутся ребенку чем-то постоянным, она не может понять, как то, что для нее находится справа, для другого - слева. Она ориентируется в направлениях вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, если движется в ту или иную сторону или изменяет соответственно положения туловища, головы, рук и контролирует эти движения зрением. В пространственном распознавании вещание не играет решающей роли.

Позже дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между предметами и т.д.). Образование представлений о пространственные отношения связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку различать и фиксировать каждый вид отношений.

Усвоение слов-обозначений в старшем возрасте обусловливает понимание относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчета. В каждом из отношений (над - под, по - перед) ребенок сначала усваивает представление об одном элементе пары (например, над, перед), а затем, опираясь на него, усваивают второе. Усваивая представления об отношении между предметами, ребенок долго оценивает эти отношения только со своей позиции, не будучи в состоянии изменить точку отсчета, понять, почему отношения меняются, если рассматривать предметы с другой стороны: то, что было впереди, оказывается сзади, а то, что было слева, будет дело и др.

Формирование обобщенных представлений о пространстве обеспечивают способность ребенка определить направление не только в отношении себя, но и в отношении других лиц и предметов. Руки и ориентировочные действия постепенно переходят в план мнимых действий. А речевые акты, освобождаясь от начального связи с движениями тела и рук, приобретая ведущее значение, переносятся во внутренний план, то есть развиваются как процессы внутренней речи.

Только по завершению дошкольного возраста ребенок овладевает ориентирования в пространстве, независимое от собственной позиции, совершенствует умение менять точки отсчета. Такое ориентирование можно легко сформовать посредством обучения, в котором дети сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.

Специфика восприятия времени дошкольниками

Ребенку труднее дается восприятие времени, чем восприятия пространства. Ведь время не имеет наглядной формы, с ним нельзя выполнять действия (любые действия происходят во времени, а не со временем), он течет, необратимый, восприятие его зависит от субъективных состояний, имеет личностный характер.

Восприятие времени - отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.

У ребенка ознакомления со временем начинается с усвоением выработанных человечеством обозначений и мер времени. Осознать их нелегко, поскольку они имеют условно-относительный характер. Отрезки времени, обозначены словами "сегодня", "завтра", "теперь", непрерывно меняются: то, что накануне называлось "завтра", становится "сегодня", а на следующий день - «вчера». Один и тот же промежуток времени воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности ребенка, его состояния на тот момент: если она, например, ожидает привлекательную событие, кажется, что время идет слишком медленно. Поэтому дети долго не понимают логики временных отношений, на протяжении дошкольного возраста не воспринимают длительные временные периоды. им недоступно понимание таких категорий, как "год", "век", "эпоха" и другие.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять на основе своей деятельности, несмотря на то, что через некоторое время можно сделать, результат получить. Полезны при этом ознакомления детей с определенными промежутками времени и соответствующими комбинирования. Однако без соответствующего обучения даже 6-7-летние дети не имеют представлений о продолжительности небольших отрезков времени. Они слышат слово "минута", но не представляют, сколько она продолжается. Одни считают, что за минуту можно пообедать, другие - поиграть, третьи - сходить в магазин. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия- утром умываются, завтракают; днем - играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать; ночью спят. Легче всего они определяют ночь и утро, несколько труднее - вечер и ночь. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (утро - "свет, когда солнышко встает" и т.д.).

Усвоения представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональную насыщенность, особую значимость (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник - снова идти в дошкольное учреждение).

Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень "дни недели" они могут включить слова "суббота, воскресенье, завтра, вчера" или "воскресенье, понедельник, май, новый год". Особенно трудно дается им усвоение представлений о сути понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и тому подобное. Положительные изменения в этом происходят во второй половине дошкольного периода: дети усваивают временные обозначения, начинают правильно их употреблять, беря за точку отсчета представление о сегодняшнем дне. Однако представление об исторических периодах, последовательность событий во времени, продолжительность жизни людей, существование вещей и т.п. еще не сформированы, поскольку они не имеют для понимания этих представлений определенных стандартов, не могут опереться на собственный опыт.

Предметный характер психических процессов приводит специфические особенности восприятия времени. Например, дошкольник ищет материального выразителя времени (часы), уверен, что если стрелки перевести, время изменится (скорее наступит завтра), не осознает, что время не зависит от желания людей (не понимает объективности времени). Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша, обозначает их словом, включая в различные жизненные ситуации.

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

Пространственная ориентировка - особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализатора.

К пространственным представлениям относят:

Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства);

Умение определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственные расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив (освоение внешнего пространства);

Умение ориентироваться на листе бумаги и графически воспроизводить направления;

Конструирование и копирование;

- "квазипространственные" (логико-грамматические) конструкции.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленение воспринимать окружающий мир.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.

К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).

2. Пространственные отношения между предметами.

Т.А. Муссейибова рассмотрела генезис отражения пространства у детей дошкольного возраста и выделила несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношениях между предметами на ней. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства.

На первом этапе ребенок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство еще не выделяется.

На втором этапе ребенок начинает активно использовать зрительную ориентировку, расширение границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нем.

Третий этап характеризуется осмыслением удаленных от ребенка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве.

На четвертом этапе отражение пространства носит уже более целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и их обусловленности.

Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем.

Таким образом, процесс отражения пространства и ориентировки в нем у дошкольников происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно - непрерывному пониманию целостности пространства.

А.А. Люблинская изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории знания о пространстве, которые ребенок усваивает:

1) понимание удаленности предмета и его местоположения;

2) определение направлений;

3) отражение пространственных отношений.

При этом она дала характеристику развития восприятия пространства как процесса активного практического взаимодействия ребенка и окружающей действительности.

Такое практическое освоение ребенком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

Как показывают научные данные о развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста, в основе их формирования лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Дифференцировка же основных пространственных направлений маленького ребенка обусловлена уровнем ориентации ребенка “на себе”, степенью освоенности им “схемы собственного тела”, которая по сути и является “чувственной системой отсчета”. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево. Таким образом, дошкольный возраст - период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Особые трудности для дошкольников представляют различение направо - налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела. Следовательно, ребенок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением. Это свидетельствует о длительности и своеобразии процесса освоения дошкольниками словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Ребенок постепенно овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

I этап начинается с “практического примеривания”, выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Вначале весь комплекс пространственно-двигательных связей представлен весьма развернуто. Ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета. Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребенок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. В основе такого восприятия пространства, как писал И.П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нем.

Только через двигательные раздражения и, связавшись с ними, зрительные приобретают свое жизненное, или сигнальное, значение. Таким образом, с приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

С развитием пространственной ориентации изменяется и совершенствуется характер ориентации детей на местности. Ребенок этого возраста осмысливает расчлененность воспринимаемого единого пространства по основным направлениям.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других объектах).

Таким образом, познание ребенком “схемы своего тела” является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребенок переносит “схему своего тела” на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчета. Поэтому-то столь важно научить ребенка различению сторон предметов (передней, задней, боковых и т. п.). Велика роль двигательного анализатора в развитии у детей пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребенка начинает развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет ему все более точно определять местоположение предмета и его отношение к себе и к другим предметам на любой точке местности.

Общий путь развития у детей процесса ориентировки в пространстве и отражения его таков: вначале - диффузное нерасчлененное восприятие, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними, далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным линиям - вертикальной, фронтальной и горизонтальной, причем точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как едином непрерывном, но уже дифференцированном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева и т.п. Ребенок приближается к восприятию пространства как целого в единстве его непрерывности и дискретности.


Страница 1

Развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте протекает в три этапа.

На I этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Если у детей в раннем возрасте представление о пространстве аморфно, нерасчлененно, то в дошкольном возрасте отражаемое пространство дискретно. Так, многие дети в возрасте трех-пяти лет определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов. Например, на двух карточках изображены три одинаковых предмета, которые различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые,- говорит ребенок,- здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрешка и вот матрешка.» Ребенок видит одинаковые предметы, но он как бы не замечает еще пространственных отношений в расположении этих предметов, а потому не видит различии между карточками.

На эту же особенность восприятия указывалось выше, когда при воспроизведении множеств приемом наложения дети руководствовались лишь изображением предметов, не замечая пространственных отношений между ними; поэтому прием приложения элементов одного множества к другому оказывался для детей более сложным.

II этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Совершается своеобразный переход от дискретного характера восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются им как непрерывность. Например, располагая игрушки по прямой или по окружности, ребенок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется стремление ребенка установить контактную близость при расположении предметов рядом, друг за другом, напротив и т. п. Вот почему и при воспроизведении множества приемом приложения ребенок пытается воспроизвести не столько количество, сколько близость элементов друг к другу. Его оценка пространственных отношений еще весьма диффузна, хотя сами они ему уже небезразличны.

III этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними.

Исследования и практический опыт показали большие возможности распознавания детьми пространственных отношений и развитие умений самостоятельно обозначать местоположение спрятанных предметов среди других предметов, используя пространственные предлоги и наречия.

Абстрагирование пространственных отношений между предметами является процессом длительным и сложным, который не завершается к концу дошкольного возраста, а продолжает совершенствоваться в условиях школьного обучения.

Познание ребенком «схемы своего тела» является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребенок переносит «схему своего тела» на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчета. Поэтому-то столь важно научить ребенка различению сторон предметов (передней, задней, боковых и т. п.).

Альбина Гетт

Тема «Развитие зрительно – пространственного восприятия у старших дошкольников»

С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. Выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, не способны определить, что находится справа или слева. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв, перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике они испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.

Работа по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста является профилактической и используется как составная часть в общей подготовке детей к школе. Она направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у детей пространственных представлений, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов.

2. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.

3. Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо - рука».

4. Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз - рука».

5. Развитие способностей к ориентации в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).

Пространственная ориентировка включает два вида, тесно связанных между собой:

Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых частей;

Ориентировку в окружающем пространстве.

Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуется следующие виды занятий:

1. Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать. Повторить, что это правая рука.

Дается задание поднять правую руку и назвать ее.

2. Показать левую руку, назвать ее, повторить.

3. Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой, взять что-либо левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений левой и правой руки можно перейти к дифференциации других частей тела. В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу.

Подбирая задания, необходимо помнить, что дети, которые испытывают трудности в освоении понятий «право», «лево», могут взять себе в помощь несущественные, но подходящие для некоторых ситуаций внешние ориентиры. Например, они могут пытаться определять свою правую руку как ту, которая находится со стороны двери группы. Поэтому детям надо объяснить, что любой внешний объект может оказаться слева и справа от человека в зависимости от того, как человек повернется.

Ориентировка в окружающем пространстве.

Этот вид работы основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а так же речевых обозначениях правой и левой руки. Проводится в следующей последовательности:

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе.

В начале, дается задание определить пространственное соотношение предметов, находящихся сбоку от ребенка:

Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева;

Положи книгу справа или слева от себя (при затруднении необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – к левой).

2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Ребенку предлагается взять тетрадь правой рукой и положить ее около правой руки;

взять левой рукой книгу и положить около левой руки;

Ребенка спрашивают: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Положить ручку справа от тетради;

Положить карандаш слева от книги.

Сказать, где находится ручка по отношению к тетради; где находится карандаш по отношению к книге.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов.

Написать буквы, цифры справа или слева от вертикальной линии;

Положить карточку с кружком, справа от нее – с крестиком, слева от крестика поставить точку;

Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки – круг и т. д.



Определение пространственных соотношений элементов графических изображений, букв, цифр.

Проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений (букв, цифр и др.) на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями.


Ориентировка на плоскости листа, доски.

Необходимо объяснить детям, что такое верхний и нижний край тетрадного листа.

Ведь тетрадь лежит на столе горизонтально. Педагогу нужно четко сказать детям, что, когда тетрадь лежит на столе, тот ее край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот, который ближе – нижним. Попросить детей показать верхний и нижний край листа, а так же правую и левую его сторону. Затем детей надо учить осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении.



Слуховое сосредоточение и координация «ухо - рука».

Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение использовать их для ориентации на плоскости и в трехмерном пространстве необходимо вырабатывать специально. Для этих целей прекрасно подходят графические диктанты. Этот вид становится привлекательным для детей, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение.

Подбирая сложность задания надо ориентироваться на:

Общее количество «шагов» - действий, которые ребенок может выполнить под диктовку;

Количество наклонных линий;

Длину линий, составляющих «шаги».


Зрительное сосредоточение и координация «глаз - рука».

Для успешного выполнения заданий по пространственной ориентировке детям необходимы зрительное внимание и зрительно-моторная координация, которые надо вырабатывать специально. Для этого используются несколько типов упражнений:

1. Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки.

На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование. Когда дети осваивают этот вид работы, можно переходить к усвоению зеркального копирования. Объяснять детям, что такое зеркальная копия, удобно, используя в качестве примера ладони.

2. Прямое и зеркальное копирование образца без опоры на клетки.

Этот вид работ не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с копированием по клеткам. Только расстояние теперь определяется на глаз, что делает работу более сложным.



Ориентация в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).

Развитие пространственного восприятия требует работы как на плоскости, так и в трехмерном пространстве. Для этого полезно использовать создание объемных конструкций, в том числе в технике оригами.


Спасибо за внимание. Успехов и удач!

Публикации по теме:

Формирование фонематического восприятия старших дошкольников с ЗПР посредством речедвигательных упражнений на основе ИКТ Введение Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на обеспечение равенства возможностей для.

Консультация для воспитателей Развитие у дошкольников восприятия цвета Ознакомление детей 3–4 лет с цветом Консультация для воспитателей Развитие у дошкольников восприятия цвета Ознакомление детей 3-4 лет с цветом Знакомство с цветовыми эталонами.

Консультация «Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками» Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так.

Перспективный план работы по развитию пространственного восприятия (средний дошкольный возраст) Сентябрь Задачи. 1. Формирование пространственных отношений справа – слева, впереди, сзади. Формы работы. Игра «Право – лево». Цель: Формирование.

Подпрограмма «Развитие у детей с нарушениями речи пространственного ориентирования» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Сказка» Подпрограмма «Коррекционно-образовательная.

Развитие художественного восприятия литературных произведений у дошкольников с использованием театрализованной деятельности Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных.

Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «синтез искусств» Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств» В ряду разнообразных видов искусств музыка.

Речевое развитие старших дошкольников В отечественной методике развитием связной речи старших дошкольников занимались Е. И. Тихеева, О. И. Соловьева, М. М. Конина. Ребенок старшего.

Конспект ООД «Работа в графическом редакторе «Раскрашка». Развитие воображения, пространственного и цветового восприятия Тема ООД: Работа в графическом редакторе «Раскрашка» Форма ООД: Путешествие в Графоград Цели и задачи ООД: Развитие воображения, пространственного.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:

Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.

Этапы дошкольного детства

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (6-7 лет).

Три периода дошкольного возраста

Дошкольное детство - один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может - еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.


Познание мира ребенком начинается с восприятия

Особенности развития в младшем дошкольном периоде

Возраст характеризуется:

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Особенности восприятия детей 3-4 лет

Предметность восприятия

  • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
  • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные

Отсутствие четкости восприятия

Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.


Особенности восприятия у дошкольников

Основные развивающие задачи периода

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.


Посади зайчика в вагон по цвету — игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики - под зеленый, треугольнички - под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Виды и свойства восприятия

Восприятие средних дошкольников

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».


Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.


Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети - творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество - способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.

Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.


Игра «Цвет + форма» — для малышей 5-6 лет

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра «Угадайка» или «Что в мешочке»

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами

Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз - «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

  1. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  2. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  3. Еще одно важное приобретение этого возраста - появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.

Карточки «Назови, что нарисовано» для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.


Тест «Назови предметы» для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество баллов Затраченное время Вывод

об уровне развития восприятия

10 менее 20 Очень высокий
8-9 21-30 Высокий
6-7 31-40 Средний* (верхняя граница нормы)
4-5 41-50
2-3 51-60 Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.


Тест «Что забыл художник» для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество баллов Затраченное время (сек) Вывод

об уровне развития восприятия

10 менее 25 Очень высокий
8-9 26-30 Высокий
6-7 31-35 Средний (верхняя граница нормы)
4-5 36-40 Средний (нижняя граница номы)
2-3 41-45 Низкий
0-1 45 и более Очень низкий

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт