Первый женский сайт

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни детки с удовольствием поддерживают порядок в своих вещах и игрушках, без лишних напоминаний застилают постель и аккуратно складывают вещи, тогда как другие производят впечатление откровенных нерях и лентяев? Хотите, чтобы ваш ребенок попал в первую группу?

Конечно, можно сколько угодно выискивать «ген лентяйства», находя его проявления у любимой свекрови и всех остальных родственников со стороны мужа, но будем честны сами с собой – трудолюбие или его отсутствие есть прямой результат семейного воспитания. На самом деле, воспитать в ребенке любовь к труду не так уж и сложно. В этом вам помогут известные родительские секреты:

Начинайте воспитание трудолюбия в вашем отпрыске как можно раньше. Конечно, это не означает, что нужно вручать пылесос едва научившемуся стоять крохе. Но как только ребенок начнет проявлять интерес к домашним делам, следует сразу же этот интерес поддержать и развить. Понаблюдайте, какие занятия больше всего по душе вашему малышу и смело привлекайте его «помогать» вам по мере сил. Будьте готовы к тому, что в первое время такая «помощь» только добавит вам работы по дому, но если вы не хотите спустя несколько лет сетовать на то, что сын или дочь выросли лентяями, придется немного потерпеть.

2. Подавайте пример!

Согласитесь, трудно представить, что в семье нерях и лоботрясов вырастет трудолюбивый и чистоплотный малыш. Поэтому включайте жизнерадостную музыку, надевайте яркий фаручек и с улыбкой отправляйтесь наводить порядок в квартире или готовить ужин. Очень важно продемонстрировать ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности в доме, и что эти обязанности нужно и можно выполнять с удовольствием.

И еще одно замечание. Многие молодые мамы, разрываясь между заботой о маленьком ребенке и содержанием дома в порядке, стараются переделать все дела по хозяйству, пока ребенок спит. Помните, что это большая ошибка и самый прямой путь к воспитанию лентяя. Ведь в этом случае ребенок просто не видит, как и для чего нужно трудиться.

3. Поддерживайте инициативу

Если вы видите, что ваш ребенок проявляет интерес к той или иной работе, обязательно поддержите его в этом начинании. Дайте ему в подробностях рассмотреть, что и как именно вы делаете, попробуйте сделать это вместе, предоставьте малышу возможность потренироваться и, наконец, разрешите сделать это самостоятельно. Очень важно не переделывать после ребенка его работу на его глазах – этим вы наносите большой удар по его самооценке и самостоятельности и обесцениваете значимость его помощи. Вряд ли в следующий раз он захочет помогать вам по собственной инициативе.

4. Не труд, а игра

Ведущей деятельностью детского возраста является игра во всех ее проявлениях. Подключите свою фантазию, и воспитание трудолюбия будет проходить в вашей семье без принуждений и понуканий. Представьте домашние дела в виде соревнования на скорость между несколькими членами семьи, убирайтесь под музыку, готовьте салат для кукольного дня рождения, проведите генеральную уборку в форме захватывающего приключения с заданиями на записочках и поисками клада где-нибудь на дне корзины с грязным бельем.

5. Все по-настоящему

Хотя сами домашние дела можно и нужно обыгрывать в соответствии с возрастными предпочтениями вашего малыша, постарайтесь с самого начала приучать ребенка манипулировать настоящими инструментами – обойдитесь без игрушечного утюга и пылесоса и разрешите ребенку включить настоящую стиральную машинку и помыть настоящую посуду. Это не только позволит вам обойтись без лишних трат, но и даст возможность приучить ребенка к аккуратности и осторожному обращению с бытовыми предметами.

6. От каждого по способностям

Поручая ребенку ту или иную работу, учитывайте особенности его характера и возможности его возраста. Не забывайте о том, что способности вашего ребенка к концентрации внимания существенно отличаются от ваших. Поэтому чередуйте трудовые поручения различного типа друг с другом, а также с периодами отдыха, подвижными играми, занятиями творчеством. Прежде чем позволить малышу выполнять какую-то домашнюю обязанность полностью самостоятельно, убедитесь в том, что малыш в состоянии выполнять работу от начала и до конца, поработайте над возможными ошибками и проконтролируйте результат.

7. Уважение к чужому труду

Важно с самого раннего возраста воспитывать в ребенке уважительное отношение к результатам чужого труда. Например, объясняйте, что нельзя ломать игрушки, потому что кто-то приложил немало труда, чтобы их сделать; не стоит ходить в обуви по ковру, потому что папа вчера его пропылесосил и так далее. Со своей стороны обязательно демонстрируйте уважение к труду ребенка, подчеркивайте его значимость и важность для всей семьи.

8. Все равны

Соблюдайте принцип равноправия при распределении обязанностей по дому между всеми членами семьи, в особенности между детьми. Помните, что для ребенка поручение ему выполнения той или иной домашней обязанности может быть особым предметом гордости, и постарайтесь избежать ненужных конфликтов или ревности между детками на этой почве. Также довольно трудно будет привить трудолюбие ребенку, если, скажем, его отец все свободное время проводит перед компьютером или телевизором.

9. Похвала не бывает излишней

Не скупитесь на похвалу и выражение одобрения вашему трудолюбивому помощнику, особенно в тех случаях, если он выполнил какие-то дела по собственной инициативе. Если вы даете ребенку какое-то поручение – убедитесь, что выполнить задачу ему под силу, и он в полной мере уяснил, чего от него хотят. В любом случае, даже если малыш не справился с поручением, найдите добрые слова и оцените его старание и упорство, помогите преодолеть трудности и завершите начатое вместе.

10. Труд – не наказание

Запомните и запишите это правило: никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит использовать труд в качестве наказания для ребенка. Конечно, если вы собираетесь воспитать ребенка именно трудолюбивым, то есть любящим труд. Ведь странно было бы ожидать от ребенка, что он полюбит свое наказание.

11. Будьте последовательны

Поручив малышу выполнение какой-либо обязанности, следите за тем, чтобы у него была регулярная (а не от случая к случаю) возможность попрактиковаться. Например, ребенок может чистить обувь каждый вечер или убирать со стола после каждой семейной трапезы. При этом не забывайте хвалить малыша и благодарить его за помощь.

12. Привычка трудиться

По мере взросления вашего ребенка передавайте ему ответственность за выполнение тех или иных домашних обязанностей. Для наглядности можно закрепить эти обязанности в виде красочных наклеек на холодильнике, нарисовать вместе с ребенком симпатичный график уборки и т.д. Важно, чтобы выполнение этих дел вошло у ребенка в привычку, как ежедневная чистка зубов или умывание.

Запаситесь терпением и фантазией, не скупитесь на похвалу и не жалейте времени, чтобы еще и еще раз показать своему ребенку, как сделать ту или иную работу, и рано или поздно вы услышите от кого-то из знакомых в адрес вашего малыша: «Какой трудолюбивый кроха!».

Приветствую вас, дорогие мамочки!

Сегодня я хочу поднять важную тему, как воспитать трудолюбие у ребенка в наш век технического прогресса. Что делать, чтобы ребенок любил и уважал труд? С какого возраста нужно начинать воспитывать это качество? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

Итак, начнем по порядку. С вас, милые мамы. Да-да, именно с вас. А вы любите труд? С удовольствием хлопочите по дому или потому что «надо»? Рано просыпаетесь, чтобы напечь гору блинов для любимых или покупаете хлопья? Ведь ребенок, уже только родившись, впитывает ваше поведение и отношение к миру. И если вы не любите трудиться, вам будет очень трудно воспитать это в детях. Чтобы вы не говорили, как бы не ругали, он будет просто все делать, как вы. Так что, если хотите, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, начните в первую очередь с себя. Ну а если с этим пунктом у вас все нормально, читайте дальше.

Воспитание трудолюбия у детей

Ребенок от рождения до 2 лет

Итак, малыш до года пока только наблюдает за мамой и «мотает на ус» что и как делать. А с первыми самостоятельными шагами перед ним раскрываются огромные возможности — он, наконец, может потрогать, подержать и попробовать на вкус те предметы, которые мамы постоянно держит в руках. Как долго малыш ждал этой возможности!))) Все, что не угрожает безопасности малышу и спокойствию мамы, может служить отличным тренажером для дальнейших трудовых навыков ребенка — как держать ложку, вилку, тарелку и другую посуду, он учится именно сейчас. Разрешайте ребенку, и его багаж знаний начнет пополняться с каждым днем.

Ребенок от 2 до 3 лет

Когда ребенку исполнилось 2 года, он вполне может помогать маме и папе. Конечно не по-настоящему. В этом возрасте он только знакомиться с различными видами труда. Дети очень любознательны по своей природе, и они очень хотят делать все то, что делаете вы. Не отказывайте им. Конечно, это тормозит нашу работу или даже останавливает ее, но это вклад в будущее. Если сейчас отбить у детей интерес к труду, потом восстановить его будет почти невозможно. Чем больше будете им разрешать делать что-то вместе с вами, тем больше они будут делать, когда вырастут. Для мальчиков важно помогать папе, а для девочек — маме. И не важно, если мальчики больше помогают маме, а девочки — папе, все, что они делают руками, развивает мелкую моторику, а это, в свою очередь, ускоряет умственное развитие малыша.

Если детишки просили мне помочь, я просто клала их руку на то, чем я работала: ложку, ножик, черпак и мы делали это вместе.Дети так радовались этим простым, для нас, действиям. Их глаза светились от гордости за то, что они это ДЕЛАЮТ. Не лишайте их этих бесценных минут собственной значимости.

Дальше ребенок уже пробует делать что-то самостоятельно. Конечно, выходит не сразу, и тут маме важно поддержать малыша, чтобы он верил в себя и в свои силы. Говорите ему: » Все хорошо. Давай еще раз попробуем. Прошлый раз не считается. Да ты просто молодчина».

Например, наши дети от 2 до 3 лети уже пробовали сами — месить тесто, подметать пол, мешать салат, загружать стиральную машину, забивать гвозди, поливать цветы и многое другое.

Ребенок от 3 до 4 лет

Когда ребенку наступает 3-4 года, он уже многое знает и умеет. И тут важно совершенствовать навык. Привлекайте его к общей работе, мотивируйте, вдохновляйте и хвалите. Главная задача — привить любовь к труду и веру ребенка в то, что он все сможет. Если вы видите, что что-то не получается, попросите его через некоторое время сделать это еще раз. Покажите тонкости, о которых он не знает. Поднимите интерес и азарт ребенка и через некоторое время он будет это делать почти так, как вы. Но дело не в том, как он будет это делать, а то что он это будет делать с удовольствием.

Отдельно хочу написать про ножницы. Я их давала детям с 2 лет. Да, они в первое время могли порезаться, но это было несколько раз, и дети быстро овладевали умением резать. В итоге — мелкая моторика великолепно развивалась и у детей были блестящие, по моей точки зрения, результаты — старший сын уже к концу садика лучше всех в группе вырезал ножницами, а в первом классе писал так, как я в четвертом. Средний сын после ножниц освоил нож и уже в 5 лет нарезал мелко салаты. А младшая дочь уже к 3-ем годам научилась обрезать себе ногти на обеих руках. У всех детей есть свои способности, но чтобы они проявились, нужно дать им эту возможность. Поэтому не жалейте время и предметов быта и вы будете приятно удивлены!

Ребенок от 4 до 6 лет

В 4-6 лет наша задача сделать труд ребенка систематичным, чтобы трудовые навыки стали привычкой. Ребенок должен понять, что труд это не наказание, это образ жизни, мы трудимся всегда и везде. И это нормально. Если трудится все семья, значит ни кому ни каких поблажек. Каждый может оказать посильную для него помощь. Поели — чашку с тарелкой кладем в раковину, что-то опрокинули — убрали за собой, встали — застелили постель. Генеральная уборка — ребенок убирает свою полку и зону с игрушками. И тут важная задача — в воспитании должны участвовать оба родителя — дети ложны знать, что такое дисциплина, контроль, соответствующее наказание. И этот момент в воспитании лучше удается папе. Мы, мамы, слишком добрые по своей природе, нам трудно быть строгими и бескомпромиссными, и дети знают это. Поэтому «не рвите горло», прося очередной раз ребенка убрать за собой, а позовите мужа…


Папа — главный в семье, и дети должны знать это
. У ребенка должен быть авторитет, на которого он ровняется, и которого он уважает. Только тогда он будет ответственно относится к своим обязанностям. Он будет знать, что это правило и нарушать его нельзя. А наше, мамское дело, поддерживать во всем папу…)

Если вы все правильно сделали, к 6 годам у вас есть полноценный помощник, который:

  • знает свои обязанности;
  • много умеет;
  • постоянно совершенствует свои знания и умения;
  • не боится нового опыта;
  • верит в себя и свои силы.

Наш старший сын к этому возрасту — мыл посуду, убирал, застилал постель, смотрел младших, пек блинчики, сам стирал носки.

Милые мамочки, дети очень много могут. Дайте им шанс показать вам это!

Искренне ваша, Анна Геращенко

Надежда Матвеева
Консультация «Воспитываем трудолюбие»

И родителям, и педагогам хорошо известно, что одними словесными поручениями многого не добьешься. Послушает, послушает их ребенок, и сделает все по-своему - как привык. А у привычек огромная сила. Чтобы у ребенка складывались и закреплялись нужные привычки, он непременно должен практиковаться. С какого именно возраста лучше всего начинать трудовое воспитание малыша ? Некоторые родители считают, что торопиться не надо : “он еще маленький, пусть побегает, порезвится - научиться всегда успеет”. Ну что ж, давайте посмотрим - действительно ли мы совершаем насилие, приучая малыша к труду ?

Дети дошкольного возраста обычно очень активны. Это живой, деятельный, неугомонный народ. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша. Напротив, отвечает его потребности постоянно находиться в действии. Да вспомните сами, как радовались вы, если мама разрешала вам помочь ей накрыть на стол. Какое же здесь насилие? Просто вашу энергию направили в нужное русло.

В несложной как будто работе малышам приходится преодолевать известные трудности , учиться быть настойчивыми, терпеливыми, выполнять начатое дело до конца. При всем при этом вы не можете ждать от ребенка постоянной ответственности за выполнение своих обязанностей даже в 15 лет. Ведь взрослые очень часто тоже бывают безответственными. Ребенку нужно постоянно обо всем напоминать, но в вежливой форме, делая это, постарайтесь проявить максимум терпения и выдержать такой тон, как если бы вы говорили со взрослым человеком. Раздраженное ворчание способно убить всякое желание что-либо делать.

Понятно, что малышей вначале надо приучать выполнять несложные поручения. К двум годам он пробует одеваться. Возможно, пройдет целый год, прежде чем он научится надевать несложную одежду. А еще через год он научится справляться со шнурками и пуговицами. Дети пяти-шести лет уже могут помочь вам с уборкой квартиры, поработать на огороде, приготовить обед, например, почистить вареные овощи. Не забывайте мотивировать то или иное действие.

Если вы абсолютно ни в чем не будете ему помогать, неудача может отбить у него охоту пробовать снова. Например, стяните носок наполовину, чтобы ему было легко снять его совсем.

Замечали ли вы когда-нибудь, что постоянно уговариваете, заставляете, ругаете копающегося ребенка : сначала его никак не поднимешь с постели утром, потом сложно заставить умыться, одеться, позавтракать. А ведь ребенок не родился копушей. Таким его постепенно сделали постоянные поторапливания : “Быстрей доедай суп”, “Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать”. Родители легко впадают в привычку все время подгонять детей, а это в них со временем порождает упрямство. Наверное, не один раз вы жаловались знакомым, что вынуждены целый день ругать и “пилить” ребенка, иначе его невозможно заставить что-то сделать. Так получается заколдованный круг. Выход из положения прост : поменьше “доставайте” его, будьте терпеливее и постарайтесь больше ему доверять.

Конечно, необходимо при этом учитывать физические возможности ребенка и не перегружать его. А это случается очень часто. Ведь у шести-семилетнего ребенка уже есть сила, он многое может сделать. И мы поручаем ему постоянно и подолгу нянчить младших, разрешаем носить тяжести. Все, что чрезмерно, то не здраво. Пусть силы у него и есть, но мышцы его еще недостаточно выносливы, позвоночник не вполне сформировался, и физическая перегрузка может вызвать у него общее истощение, привести к искривлению позвоночника.

Многие требования ребенку выполнять еще очень трудно . Но важно, чтобы он хотел трудиться , чтобы он получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от ее результатов. Исследования психологов и педагогов показывают, что в раннем возрасте все поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, и главный способ побудить ребенка действовать в желаемом направлении - это вызвать у него положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

Как же этого добиться? Объясняешь, растолковываешь, мотивируешь, а все равно не получается. Во-первых, в дошкольном возрасте для ребенка труд - подражание действиям взрослых. Превратите его в своеобразную игру с добавлением фантазии. Подскажите, например, малышу, как можно убрать игрушки : машины поставить в “гараж” из кубиков или конструктора , мишку уложить спать. И вы увидите, как он увлечется такой игрой-уборкой. Да ведь на полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате можно создать целый игрушечный город с “домами”, вам будет интересно подключиться к такой игре. Но слишком тоже не увлекайтесь - пусть инициатива все-таки останется за вашим чадом. Ребенок почувствует себя хозяином положения, а это удовлетворит его детское самолюбие.

Во всех случаях необходимо помнить и о том, что у ребенка надо воспитывать так называемую трудовую установку - он должен знать, что выполнение той или иной работы действительно кому-то нужно. Малыш должен видеть перед собой конкретную цель, сам он не всегда сможет это сделать.

Малыш, например, вполне будет доволен тем, что ему дали тазик с теплой водой и мыло для маленькой постирушки кукольной одежды. А нам тут нужно добиться главного : чтобы он стремился выстирать белье хорошо и убедился, что оно стало чистым. Если не получилось, утешьте, отнеситесь к его труду с уважением и вниманием (он же все-таки старался) : завтра ты еще больше постараешься, и у тебя получится лучше.

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже “игрушечного” труда , который ему ничего не стоит. Разве вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетки признают только целесообразный труд . Попробуйте предложить ребенку вымыть совершенно чистую чашку, если рядом с ней стоит грязная. Он потребует, чтобы ему дали именно грязную чашку или вообще откажется от работы.

Самая распространенная наша ошибка, дорогие родители, - это приучение к труду “от случая к случаю”. Но для детей 5-7 лет просто необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Например, подмести пол, помыть посуду, застелить свою постель, полить цветы. Обязанности, за выполнение которых ребенок отвечает, помогают воспитанию у него ответственности, добросовестности, щепетильности; дисциплинируют, приучают хорошо выполнять не только приятную, но и необходимую работу. А это немаловажно при нашей сегодняшней жизни.

Некоторые из нас оправдываются тем, что для трудового воспитания ребенка просто не хватает времени. Нам некогда ждать, пока он сам оденется или накроет на стол. Мы можем это сделать быстрее, да и результаты будут лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам стремится что-то сделать, подражая взрослым, - великие дела начинаются с малого, говорили классики. Малышу, которому едва исполнилось два года, интересно самому натянуть колготки, маечку, и он, пыхтя, пытается это сделать, проявляя завидное упрямство и усердие. Вы спешите завести его в детский сад, потому что опаздываете? Так разбудите его минут на 20 раньше, соответственно вечером уложив раньше в постель.

Если идти по иному пути, то смотришь, уже к трем-четырем годам у ребенка угаснет стремление к самообслуживанию. Он будет охотно протягивать руки и ноги взрослому, который одевает его, и возмутится, если вы попросите его сделать это самому : почему это вдруг ни с того ни с сего вы стали от него что-то требовать? Возможно, вам придется пережить не одну его истерику. А в семь-девять лет он просто начнет отлынивать от выполнения поручений, станет маленьким симулянтом.

Обратите внимание еще на одну деталь. У ребенка невротического склада, помимо “нормальной” лени, весьма часто наблюдаются проявления так называемой псевдолени как своеобразной защитной реакции. Когда малыш регулярно отказывается что-либо делать, это вполне может быть обусловлено тайным, тщательно замаскированным страхом неудачи.

Дети-невротики, в основном, не уверены в себе, из-за чего болезненно реагируют даже на самое ничтожное поражение, воспринимающееся , как великий позор, особенно если у него очень занижена самооценка. Такие дети обычно очень застенчивы. Им постоянно мнится, что они все делают плохо. А уж если однажды ему было сделано замечание или кто-то засмеялся, он предпочтет, чтобы его считали лентяем, лишь бы не травмировать свое слишком легко уязвимое самолюбие. Поэтому такой ребенок с огромным удовольствием может выполнять все свои домашние обязанности, а учиться будет очень плохо, если учительница хотя бы пару раз выразит на уроке свое неудовольствие его знаниями. На все готов дома этот псевдолентяй, лишь бы уроки не делать!

Стоит с особым вниманием относиться и к специфической медлительности этих детей, которая на первый взгляд может показаться леностью. Такой замедленный темп, низкая активность или полное бездействие бывают обусловлены и обостренным чувством опасности “на ровном месте” (боязнь собак, домашних животных - он лучше будет стоять на месте как вкопанный, чем решится пойти туда, где находится предмет его страха). Иному ребенку (особенно мальчику) легче прослыть лентяем, чем признаться в трусости.

А еще важно знать, что дети-невротики обладают повышенной нервной истощаемостью. Поэтому в тот день, когда он испытал даже мало-мальски незначительную перегрузку (смотрел долго перед сном телевизор или гулял на улице, вполне естественно, ребенок может отказаться убрать в комнате или даже почистить зубы и умыться на ночь. Не требуйте от него армейской дисциплины, будьте снисходительнее. Ведь семья - не армия, а ребенок - не солдат.

Ваше чадо не любит трудиться ? Как приобщить ребёнка к труду .

Многие родители мечтали бы вернуть то время, когда ребенок лежал «поперек лавки» .

Почему я! - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.

Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?

Причин здесь несколько.

Первая причина - мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки , от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» - это значит жить ничего не делая.

Вторая причина - резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе .

В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Нельзя думать ребенка, что, не участвуя в общем, семейном труде , вырастет нормальным. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде , станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него - это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей , не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно на себя. Желание трудиться само не приходит . Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых дней жизни ?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

К сожалению, мы часто упускаем моральный аспект труда , полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие . Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя .

Только участие в общем труде , в труде для других , а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка . Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство ) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства, с двух лет.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка : «Иди играй» , - помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

«Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» - еще один из принципов неправильного воспитания . Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие , но может оказаться, что это не воспитывает человека , тогда как помощь по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие. Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу : ты - мне, я - тебе. Меркантильный дух - страшная зараза, сильно разлагающая душу.

Воспитание человека - это воспитание чувств в нем . Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребенке, нужно, чтобы он почувствовал ваши чувства, а не только понял вашу мысль : он должен видеть, что вам приятно мыть посуду, весело убирать в доме - только тогда ему захочется это сделать самому. Если же он услышит, что это «надо» и увидит, что вам самим это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь .

Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть - с отвращением, со стоном, с гримасой, так же будут реагировать на труд и их дети . Воспитание трудолюбия - очень сложная и трудная вещь . Ну а если время упущено в детстве? Кто в этом виноват?

В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук. Вот и нужно воспользоваться этим интересом , почаще предлагать ему разные дела : пришить пуговицу, забить гвоздь…

Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел - делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал.

Самостоятельность - это творчество : когда ребенок делает что-то сам - он творец, а когда человек творит - он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Творческий труд и дает это ощущение . К тому же творчество - это всегда напряжение ума, усилие.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается) . Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа» , желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой . У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность . В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда , то такой труд не несет в себе воспитательной силы , а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить тупицу - наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры . Ребенок должен чувствовать, что вы кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь.

После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда , он легко может справиться и с неинтересными, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом. Чем нужнее результат труда ребенка , тем больше его воспитательное воздействие . Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда - четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.

Родители часто иронически относятся к детскому труду , а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности . Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность - качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе.

Взросление - это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Трудовые усилия во многом способствуют формированию такого чувства.

Когда ребенок не убирает за собой игрушки, не хочет делать уроки, не помогает по дому - это не только расхлябанность, но и отсутствие привычки к волевому усилию.

Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду . Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится.

Мы явно недооцениваем результаты, которые приносит трудолюбие , и трудности , которые возникают при его отсутствии.

Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, лишен инфантильности, обладает чувством ответственности и умеет ценить свой и чужой труд .

Трудолюбие дает и психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию. Все долгожители трудятся до конца своих дней . Тунеядцев среди них нет. Трудолюбие непременно вознаграждается уважением окружающих. Только труд дает ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребенка, а помогите его становлению.

У взрослого человека всегда после работы много домашних дел, выполняя которые всегда можно найти, чем полезным занять ребенка. Важно, чтобы дела не заслонили ребенка, чтобы ребенок был в нашем сознании постоянно. Если на первый план выступают дела, а потом дети, то со своими делами мы остаемся на всю жизнь, а надо оставаться с ребенком. Стоит подумать об этом.

Друзья, вы согласны, что трудолюбие, упорство в достижении цели, умение побороть собственную лень - основа успеха в любом начинании? О необходимости прилежно работать, о важности трудолюбия наш мудрый народ сочинил много пословиц и поговорок:

  • без труда не выловишь и рыбку из пруда;
  • дело мастера боится;
  • делано наспех - и сделано насмех;
  • есть терпенье, будет и уменье;
  • кто любит труд, того люди чтут.

Народное творчество - отличный помощник в воспитании человека, который не боится всякой работы. А что ещё надо знать родителям, которые хотят воспитать своего малыша трудолюбивым? Давайте разбираться вместе!

8 принципов воспитания трудолюбия в ребёнке

Принцип 1. Начинаем с малого

Воспитывать ребёнка можно и даже нужно уже в младенчестве.

Конечно, новорожденный кроха пока не готов взаимодействовать с вами, но уже в 3–4 месяца малыши многое понимают. Уже в столь нежном возрасте поощряйте его на доступную для него работу: потянуться за погремушкой, повернуть головку на звук маминого голоса, улыбнуться в ответ на папину улыбку. Создавайте условия, в которых малышу надо будет делать над собой определённые усилия, комментируйте эти действия, щедро демонстрируйте свои радость и гордость успешными попытками маленького трудяги.

Растёт ребёнок, а вместе с ним пусть растут и его задачи. Уже в 1,5–2 года карапуза можно привлекать к уборке игрушек, уходу за домашними питомцами, сервировке стола (на уровне «отнеси-поставь», но всё же!).

Принцип 2. Самообслуживание

Научить ребёнка самостоятельно чистить зубки, причёсываться, одеваться, складывать свои вещи и заправлять кроватку - прямая обязанность родителей. Это важно для воспитания самостоятельного и трудолюбивого человека. Развивая навыки самообслуживания и автоматизируя их до уровня привычки, вы помогаете ребёнку стать более ответственным и дисциплинированным.

Самообслуживание - первая ступень в воспитании трудолюбия. Начиная с личной гигиены, расширяйте эту сферу, включая туда уборку за собой, мытьё посуды, приготовление простых блюд.

Принцип 3. Задачи по силам

Чтобы труд был в радость, малышу надо замечать положительные результаты своих стараний. Отсроченные цели он пока не видит. Поэтому очень важно предлагать такие задачи, с которыми карапуз в состоянии справиться самостоятельно или при умеренной родительской помощи.

Если вы переоценили возможности ребёнка, взвалив на его хрупкие плечики пока тяжёлую ношу, покажите и научите, как справиться с задачей, но не решайте её целиком и полностью самостоятельно.

Принцип 4. Лови момент

В возрасте 2–3 лет большинство детей проявляет активное желание буквально во всём подражать взрослым. И этот момент желательно не упустить. Помимо того, что надо всячески поддерживать в детском сознании положительный образ трудолюбивого, честного, справедливого и доброго человека, ещё и позволяйте крохе проявлять инициативу.

Хочется ребёнку помыть посуду? Прекрасно! Подставьте табуретку, выдайте ему свежую губку и пару блюдец, которые надо помыть. Страхуйте, подсказывайте, помогайте. Но пусть ребёнок получит первый опыт мытья посуды в тот момент, когда это занятие кажется ему очень привлекательным. И ничего, что потом вам придётся подтереть воду со всех близлежащих поверхностей (кстати, к этой работе тоже можно привлечь маленького помощника), ничего, что придётся выдать комплект сухой одежды.

Поверьте, ваши усилия в настоящем принесут свои плоды в ближайшем будущем. Вы будете довольны результатом.

Принцип 5. Регулярность

Родители подростков часто с ностальгией вспоминают, с каким удовольствием их наследники помогали с домашними делами в раннем детстве. И куда всё подевалось, сетуют они на своих ленивых и безынициативных отпрысков.

Чтобы не разделить этот опыт, закрепляйте успех: с раннего детства вменяйте в обязанности ребёнка регулярную помощь по дому. По мере роста помощника, роста его возможностей и степени вашего доверия к его навыкам можно организовать выполнение части домашних дел в виде дежурств или поделить сферу ответственности: мама готовит, папа стирает и гладит, дети убирают. Главное, чтобы ребёнок чётко осознавал, что его участие носит не ситуативный характер. Он тоже живёт в этом доме, а значит, тоже вносит свой посильный вклад в решение бытовых вопросов.

Напоминайте, контролируйте выполнение ребёнком его части домашней работы, но не делайте её вместо него.

Принцип 6. Не торопите

Чем младше ребёнок, тем сложнее ему освоить новые навыки.

Конечно, взрослым намного быстрее одеть малыша на прогулку самостоятельно, чем ждать, пока он справится с непослушными носочками и капризными застёжками. Бесспорно, проще помыть после ужина несколько комплектов посуды самому, чем стоять над малышом, показывая, помогая и контролируя. Но вот экономия времени в данном случае сыграет с вами злую шутку.

Любая привычка требует времени, и пожалев это время на то, чтобы приучить ребёнка трудиться, вы привьёте ему привычку всегда перекладывать свои обязанности на других. Тут, как говорится, тише едешь - дальше будешь.

Принцип 7. Труд в радость

Покажите карапузу, что от работы можно получать истинное удовольствие. Радовать может сам процесс (если, к примеру, превратить уборку игрушек в увлекательную игру или соревнование), общение за общей работой, результаты приложенных усилий.

Очень хорошо, если одной из семейных традиций в вашем доме является совместная подготовка к праздникам. Можно на весь дом включить в записи детские песни, под весёлую музыку дружно навести порядок, а потом отправиться на кухню, где сообща сотворить кулинарные шедевры. И пусть малыш под вашим присмотром соорудит свой первый бутерброд, замесит тесто или перемешает салат.

Принцип 8. Терпение, терпение и ещё раз терпение

Не всякая работа будет получаться с первого раза. И даже в сотый раз вам придётся иногда опять напомнить, что тарелку надо помыть со всех сторон, а перед тем как ставить в сервант, её надо промокнуть полотенцем.

Не всегда ребёнок будет с радостью хвататься за веник по первой же вашей просьбе. А иногда он будет даже предпринимать попытки бойкотировать помощь по дому.

Вам придётся напоминать, показывать снова и снова, быть твёрдым в своих родительских просьбах и наставлениях. Но вам необходимо пройти через это. Не сдавайтесь, и вы добьётесь цели - воспитаете трудолюбивого человека, который многое умеет и не боится учиться чему-то новому.

Подведём итоги:

  1. С первых месяцев жизни поощряйте ребёнка на труд, но предлагайте задачи по возрасту. Не усердствуйте чрезмерно.
  2. Самообслуживание - первое проявление осознанного трудолюбия. Начинайте с того, чтобы ребёнок сам мыл ручки, умывался и чистил зубы. Постепенно дополняйте этот список новыми, более сложными задачами.
  3. Не отнимайте инициативу. Даже если ребёнок не справится сам как следует, пусть сделает то, что может. Помогите довести дело до приемлемого результата, но не запрещайте пробовать.
  4. Будьте терпеливы и не торопите ребёнка. Протереть пыль, помыть за собой чашку, подмести пол - всё это легко взрослому, но малышу ещё только предстоит научиться всему этому.
  5. Помогите ребёнку ощутить радость от работы. Хвалите за успехи, благодарите за помощь, приобщайте к совместным домашним делам. Но не забывайте уделять внимание воспитанию ответственного отношения к труду. Помощь ребёнка должна быть регулярной, его обязанности по дому должны расти вместе с ним.

Друзья, любовь к труду - качество, которое поможет вашему малышу во взрослой жизни. Научите его заботиться о себе и других, и он всегда будет самодостаточен. Научите его получать удовольствие от работы, и ему будет проще наслаждаться жизнью. Жалея карапуза, оберегая его от бытовых хлопот, вы оказываете ему медвежью услугу и рискуете вырастить ленивого, несамостоятельного человека, который пасует перед неудачами и не в состоянии организовать себе комфортный и уютный быт.

Пусть ваше родительство принесёт положительные плоды. Будьте счастливы!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт