Первый женский сайт

  • Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе.
  • Ходьба спиной вперед в глубоком приседе (плечи и голову держать прямо, сохранять устойчивость за счет балансирования рук); то же, в руках набивной мяч весом 1 кг.
  • Приседание в парах, стоя спиной друг к другу (руки можно сгибать в локтевых суставах).
  • Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе, за головой (голову не наклонять, спину держать прямо).
  • И. п. - упор сидя сзади. Поднимание ног с удержанием за голени.
  • И. п. - стоя на коленях. Перенос центра тяжести тела вправо и влево; то же, руки за головой.
  • И. п. - упор лежа на спине. Сгибание - разгибание в коленных и тазобедренных суставах по возможной амплитуде.
  • И. п. - лежа на спине. Круговые вращения в тазобедренных суставах по возможной амплитуде (то же, в упоре на предплечьях, в упоре сидя сзади).
  • И. п. - лежа на спине. Круговые вращения ног со сгибанием и разгибанием колен; то же, в упоре на предплечьях, в упоре сидя сзади.
  • И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднимание прямых ног до касания пола за головой.
  • И. п. - лежа на спине, руки в стороны. Принять группировку, вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа на спине вдоль гимнастической скамейки, ноги слева. Отведение прямых ног в сторону через скамейку.
  • И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, в упоре. Выпрямление рук и ног (положение «мост»).
  • И. п. - лежа на животе вдоль скамейки, руками захватить края скамейки. Прогибание спины, наклон головы назад; то же, руки за голову, отводить локти и наклонять голову назад; то же, руки вверх, отводить прямые руки вверх - назад.
  • И. п. - упор лежа на полу. Наклоняться назад по возможной амплитуде.
  • Ходьба сидя, ноги в стороны.
  • И. п. - упор присев; упор лежа.
  • И. п. - о. с. Упор присев - упор лежа, упор присев - и. п.
  • И. п. - упор сидя сзади; упор боком на одной руке (другая вверху); то же в другую сторону.
  • И. п. - упор присев; стойка на левой (правой ноге), руки вверх - в стороны с левой и правой ноги, руки вверх - в стороны («Ласточка») - и. п.
  • И. п. - широкая стойка; упор присев - упор лежа - и. п. - упор лежа - и. п., то же, не сгибать колени; упор прогнувшись - из положения лежа, перебирать руками, принять и. п., не сгибая колен.
  • И. п. - широкая стойка. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую, сгибая и выпрямляя ноги.
  • И. п. - о. с. Поочередные махи ногами с отведением рук назад сериями по 3-5 раз с постепенным увеличением амплитуды; то же, с хлопками под ногой во время маха; то же, с касанием руками пальцев ноги.
  • И. п. - стойка на одной ноге с опорой о гимнастическую стенку на уровне тазобедренного сустава. Пружинящие наклоны к поднятой ноге с постепенным увеличением амплитуды и сменой ног.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии 30-40 см. Поочередно шагом правой (левой) ноги назад прогибаться в грудной клетке с отведением рук вверх - назад до касания руками реек.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, руки вверху, держаться за рейку. Хватом руками по рейкам прогибаться до горизонтального положения - и. п.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейки на уровне головы. Наклон с поочередным отведением правой (левой) ноги вперед, прогибаться, выпрямлять руки.
  • И. п. - стойка лицом к стене на расстоянии 0,5 м. Сгибать - разгибать руки толчком о стенку.
  • И. п. - упор лежа. Поочередное отведение рук в стороны, вперед, вверх.
  • И. п. - упор лежа, поочередное отведение рук назад-вверх с одновременным подниманием правой (левой) ноги.
  • Передвижение приставными шагами с грузом на голове влево-вправо.
  • Наклоны вправо, влево, вперед с гимнастической палкой на плечах.
  • Из положения лежа на спине поднимание и опускание гантелей прямыми руками; то же, лежа на скамейке, лицом вниз, руки на поясе, захватив пятками за рейку гимнастической стенки, поднимание-опускание туловища.
  • «Мост» с опусканием назад.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений

для профилактике

нарушений осанки

детей дошкольного возраста

Воспитатель: Андрусенко С.Ю.

«Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

«Цапля»

Цели:

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3-4 раза.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

«Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы - морская звезда! Покачайтесь на волнах.

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.

«Самолет»

Цели:

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны - «полетели самолеты». Удерживать позу 5-10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Потягивание»

Цели:

И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

«Карусель»

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.

«Покачай малышку»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.

«Танец медвежат»

Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.

Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать.

И.п. - о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.

«Птица»

Цели: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, укрепление мышечного корсета позвоночника.

И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2-3 раза.

«Паровозик»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)

«Маленький мостик»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

Шли ежата по лесу. Перед ними ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей.

И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Держите, держите спину, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.

«Колобок»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышц позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок

На окошке появился?

Полежал чуток,

Взял и развалился.

И.п.: лечь на спину, а затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Ножницы»

Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы.

Давайте представим, что наши ножки - ножницы.

И.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п. - лежа на спине.)

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все - гусеницы. Поползли!

«Лягушата»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, не жалея ножки.

Андрусенко Светлана Юрьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Чебурашка» п. Акбулак


Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.


Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, и родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.


Особенно портит осанку неправильная поза при рисовании, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.

Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.

Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.

Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.


Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все выше перечисленные упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

В комплекс упражнений для детей с сутулостью следует включать задания:

походить с палкой за спиной;

стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

ходить с предметом на голове;

упражнения из положения лежа на спине, на животе


Комплекс упражнений с элементами коррегирующей гимнастики.

1. И.п.: основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх - вдох, вернуться в и.п. – выдох. 8 р.

2. И.п.: о.с., руки на пояс.Отвести локти назад до сведения лопаток, не поднимая плеч. 8 р.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей 6 р.

4. И.п.: руки в замок за спиной, ноги на ширине плеч. Рывками отвести прямые руки назад. 6 р.

5. И.п. сидя на полу, ноги прямые, руки в упор сзади.Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить / вместе и попеременно /. 4 р.

6. Упражнение “ Рыбка ”. И.п. лежа на полу, опираясь ладонями пола.Движение бедром / подражание движениям рыбки / и краем стопы касаться пола. 6 р.

7. “Приседания у стены ” – учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.


Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу.

Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, обойдя ребенка спереди и сзади.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку проходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе):

"Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети произносили стихи вслух.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы ребенок бежал легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек" . Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок" . Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги" . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы ребенок не опускал руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка" . Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки" . Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте" . Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек" . Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы ребенок не прогибался в пояснице.

"Лягушонок" . Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).

Мандрыка Лариса Анатольевна

учитель физической культуры высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 153» Кировского района г. Казани

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1 КЛАССЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

Профилактика нарушения осанки

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся и их родителей со способами профилактики и методами определения нарушения осанки в домашних условиях.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные: обеспечить усвоение учащимися и их родителями понятия осанки, обучить их физическим упражнениям и подвижным играм для профилактики нарушения осанки у детей 6-8 лет.

    Развивающие: способствовать развитию у учащихся гибкости, силы мышц спины и брюшного пресса, чувства ритма и навыков коммуникативного общения.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать умение оценивать состояние своего здоровья, способствовать сближению родителей и детей.

    Оздоровительные: формировать у учащихся правильную осанку.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА : игра

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ : фронтальная, групповая, в парах.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортзал.

НЕОБХОДИМЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Части урока и их содержание

Время дозировка

Методические указания

Примечания

I . Вводно – подготовительная часть урока.

    Построение.

    Приветствие, объявление темы урока: «Путешествие в Страну Хорошей Осанки».

    Задачи урока:

Во время сегодняшнего Путешествия в страну Хорошей Осанки вы, ребята, и ваши родители получите некоторые сведения об осанке, узнаете правильная ли у вас осанка и разучите упражнения и игры для профилактики нарушения осанки. Вы уже знаете, что осанка это произвольное и привычное положение позвоночника. Хороший позвоночник – гибкий позвоночник. И прежде чем попасть в Страну Хорошей Осанки, необходимо заработать пропуск, т.е. продемонстрировать свою гибкость. Сейчас мы выполним несколько тестов на гибкость, и вы сами себя проконтролируете – хорошая у Вас гибкость или нет.

(По команде учителя, все участники урока расходятся по периметру зала и останавливаются возле учебника и кубика, заранее разложенных учителем).

    Тесты на гибкость:

В шейном отделе позвоночника: наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;

В локтевых суставах: руки в сторону ладонями вверх, согнуть руки в локтях.

В плечевых суставах: взять кубик в правую руку, поднять ее вверх, согнуть в локте за голову, левую согните за спиной. Передайте кубик из правой руки в левую и наоборот.

В лучезапястных суставах: вытянуть руки вперед ладони внутрь, согнуть кисти внутрь.

В тазобедренных суставах:

и.п. – о.с. максимальный наклон вперед

В коленных суставах и голеностопе стопе: встать на колени, попытаться сесть на пол

Гибкость ребята, это физическое качество человека, которое позволяет нам красиво, грациозно двигаться, придает легкость и уверенность в движении. Недаром взрослые говорят: «Позвоночник гибок – тело молодо». Мы проводим тест на гибкость позвоночника.

Взять с кубика кусочек пластилина, отойти от стены на шаг, наклониться назад, поднять руки вверх и приклеить пластилин к стене обеими руками.

Запомните ребята и взрослые свои метки, потому что в конце урока мы, к ним вернемся. Ну, что ж! Вы все молодцы и пропуск в Страну Хорошей Осанки – заработали. И первое, что нас ждет – разминка.

Встаньте у стены, прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Не меняя положения спины, сделайте шаг вперед. Запомните это состояние и постарайтесь сохранять его до конца урока. Именно это положение спины – положение правильной осанки.

Возьмите учебник, положите его на голову – начинаем разминку.

    Разминка

Ходьба на носках

Ходьба на пятках

Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы

Ходьба в полуприседе

(По команде учителя все снимают учебник с головы и складывают стопкой в указанное место)

Бег в медленном темпе

Упражнение на восстановление дыхания

Строятся в центре длинной стены зала, чередуясь - родитель, ученик.

Учитель здоровается с участниками урока, благодарит родителей за то, что пришли на урок обращает внимание на внешний вид.

Во время обращения к родителям не использовать много терминологии, чтобы дети понимали, о чем речь.

Тесты выполняют и дети и родители.

Рот не открывать, плечи на месте. Кто достает подбородком груди – гибкость хорошая.

Руки параллельно полу. Если касаетесь плеча кистью – гибкость отличная, если пальцами – хорошая.

Не наклоняться, ноги врозь. Если кубик передать удается, то гибкость хорошая.

Руки в локтях не сгибать, пальцы прямые. Если кисти перпендикулярны руке, то гибкость отличная.

Ноги в коленях не сгибать. Если достаете ладонями до пола – гибкость хорошая, если пальцами – средняя.

Ноги слегка разведены. Носки ног оттянуты. Если садитесь на пол свободно – то гибкость хорошая

Ноги параллельны. Если пластилин не ниже уровня плеч – гибкость плохая

Включить ритмичную мелодию. Лучше использовать знакомые для детей мелодии детских песен.

Учебник класть на темя, стараться его не ронять.

Соблюдать ритм, дистанция 2 шага

Руки вверх, ладони внутрь

Руки в стороны, параллельно полу

Руки на поле, локти назад

Руки вперед, ладони внутрь

Дистанция 2 шага, не ускоряться

Урок лучше проводить во II четверти, когда дети знакомы с видами построений и перестроений, когда привыкли к учителю и более-менее понимают терминологию.

Лучше всего, если на уроке будет присутствовать не 20 человек.

Если позволяют размеры спортзала, то разграничить зоны игр, разминки, упражнений и т.д. плакатами с названием зон (например, «Город Игр» или «Станция Разминки»)

Во время выполнения тестов, родители контролируют себя и ребенка. Учитель комментирует результат, если встречаются непонятные слова для детей, то объяснить доступным для них образом.

Похвалить самый низкий наклон среди детей и родителей.

Во время ходьбы, руки не сгибать, пальцы прямые. Похвалить всех, кто ни разу не уронил учебник

(По команде учителя класс останавливается по периметру зала)

Потягивания

1-4 вращение головы влево

5-6 вправо

И.п. – то же

1-4 наклоны головы влево, вправо, вперед, назад

И.п. – ст. ноги врозь руки перед грудью

1-2 поворот туловища влево

3-4 вправо

И.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

1-4 наклон туловища влево, вправо, вперед, назад

И.п. – о.с.

1 - наклон вперед, руками коснуться колен

2 – носков

И.п. – о.с.

1,3 приседания, руки вперед

Прыжки на левой, правой и обеих ногах

Упражнение на восстановление дыхания

Молодцы ребята и ваши родители! Мы закончили разминку и нас ждет город Знаний.

(По команде учителя все садятся на лавочки)

Дистанция 2-3 шага

Держать ритм, выполнять под счет.

Спина прямая, темп медленный.

Движения плавные.

Руки параллельно полу, пятки от пола не отрывать.

Ноги не сгибать, не сутулиться.

Движения пружинистые, ноги не сгибать.

Спина прямая, руки прямо, при приседании колени слегка развести.

Прыжки мелкие, частые.

Вдох через нос, выдох через рот

II . Основная часть урока.

Ребята! В Стране Хорошей Осанки в городе Знаний с нами хочет встретиться самый добрый доктор. Как вы думаете, кто это? Конечно же, Доктор Айболит.

(Появляется Доктор Айболит)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Хочу немного рассказать вам об осанке, и чтоб понятнее было о чем, я говорю, я буду использовать макет скелета человека. После детского сада ваш режим дня изменился и вы стали меньше двигаться и все чаще находиться в сидячем положении – за партой в школе, за столом дома, когда делаете уроки, за компьютером и т.д. Это все плохо сказывается на вашей осанке. Правильная ли у вас осанка можно определить и визуально (на примере ученика): плечи развернуты, голова держится прямо, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран, все изгибы позвоночника сохранены шейный, грудной, поясничный, крестцовый. Давайте посмотрим их на макете скелета человека (показывает и называет изгибы).

Уважаемые родители! Если эти изгибы начинают искривляться влево, вправо – это сколиоз, если вперед, назад – лордоз .

Сколиоз можно определить по уровню плеч (если какое – то плечо именно в эту сторону) или надавливая на позвоночник провести пальцем сверху вниз по спине. А вот на наличие лордоза у вашего ребенка мы проведем тест (все встают со скамеек берут в руки линейку и шнурок с отягощением, которые учитель заранее разложил за лавочкой). Возьмите шнурок с грузом (на примере ученика) опустите его от затылка так, чтобы шнурок соприкасался с межлопаточной впадиной и меж ягодичной складкой. К вертикальному отвесу горизонтально приставьте линейку сначала в области 7 шейного позвонка, потом в углубление поясницы. Сделайте замеры, запомните цифры:

Шейный лордоз:

хорошо 2,57-2,62 см

удовлетворительно 2,5-2,56 или 2,63-2,64 см

неудовлетворительно 2,52 или 2,65 см

Поясничный лордоз:

хорошо 3,20-3,26 см

удовлетворительно 3-18-3 см или 3,27-3,28

3,17 или 3,29 неудовлетворительно

В роли Доктора Айболита может выступать старшеклассник, родитель, сам учитель. Если это не получится, то пригласить для беседы школьного врача или медсестру.

Выступление доктора должно длиться не более 2-3 минут

Родители могут параллельно обследовать своего ребенка.

Родители проводят оценку осанки своего ребенка.

Данные подходят только под возраст 6-8 лет

Еще один тест – тест на сутулость .

Возьмите сантиметровую ленту, нащупайте у детей выступающие косточки над плечевыми суставами спереди и измерьте расстояние между ними. Это ширина плеч. Теперь измерим расстояние между этими точками со стороны спины, лента должна проходить по верхнему краю лопаток. Это плечевая дуга. Сделайте расчет на калькуляторе (сантиметровую ленту и калькулятор учитель тоже заранее положил за скамейку)

ширина плеч (см)

плечевая дуга (см) Х 100%

Если показатель равен 90% и меньше, то есть сутулость, если 100% - 110% - норма,

если 120 – срочно обращайтесь к врачу

Ребята! Не секрет, что если есть искривление позвоночника, то страдают внутренние органы. Мало того, что они сдавливаются, они еще и плохо снабжаются кислородом и питательными веществами. Посмотрите на макет позвонков. Вы видите, что между ними проходят сосуды и нервы, и если позвонок сдвигается или искривляется, то он их пережимает, и орган к которому направлены эти сосуды в скором времени начинает болеть. Видите, ребята, как важно, беречь свой позвоночник, как все у нас в организме взаимосвязано. А сейчас я прощаюсь с вами. Желаю здоровья вам и вашим близким.

Ребята! Поаплодируем Доктору Айболиту и скажем спасибо! Покидаем город Знаний и посетим столицу Страны Хорошей Осанки – Грацию.

Калькулятор не обязательно приносить каждому, поскольку расчет проводится очень быстро.

Макет из жестяных баночек, между ними проходят шнурки красного и белого цвета. Баночка – позвонок, красный шнурок – сосуд, белый – нерв. Макет конструируется учителем.

(По команде учителя класс перестраивается в 4 шеренги. Родители берут гимнастические коврики для себя и ребенка).

Дорогие ребята! Я и ваши родители очень хотим, чтобы вы выглядели красиво, двигались легко. Для этого очень нужно, чтобы позвоночник был прямой. Но позвоночник не может держаться сам по себе. Его держат мышцы спины, живота. Поэтому для хорошей осанки мало быть гибким, нужны еще сильные мышцы спины и живота. Сейчас мы разучим упражнения, которые вы будете делать дома вместе с родителями. Они очень легкие и подходят для вашего возраста.

    Упражнения для формирования правильной осанки.

И.п. – о.с.

1 – подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед

2-3 держать

И.п. – ст. руки за голову

1-3 руки вверх ладонями наружу, вдох

4 – и.п. выдох

И.п. – о.с.

1 – руки к плечам

2 – руки вверх

3 – руки к плечам

И.п. – о.с.

1 – руки вверх, левую ногу назад

3 – тоже правой ногой

И.п. – ст. руки на пояс

1 – прогнуться, локти назад

2-3 – держать

И.п. – ст. ноги врозь

1-2 – наклон вперед, руки за голову

И.п. – ст. ноги врозь

1-3 – пружинистые наклоны вперед

И.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

1,3 – прыжком ноги вместе, хлопок над головой

И.п. лежа на спине, руки на пояс

1-2 – поднять ноги

И.п. то же

«велосипед»

И.п. лежа на животе, руки перед грудью

имитация плавания «брасом»

И.п. лежа на животе руки в стороны

1-3 прогнуться, поднять руки и ноги

Ходьба на листе, высоко поднимая колени

И.п. – о.с.

1 – руки вверх, вдох, потянуться

2,3,4 – «уронить» руки, слегка наклониться вперед – выдох

Ребята! Упражнения, которые мы делали можно использовать для утренней гимнастики. Чтобы быть частым гостем в Стране Хорошей Осанки зарядку нужно делать каждый день.

Следующие упражнения будем выполнять с родителями. Это упражнения на растягивание.

Интервал, дистанция 2 шага.

Темп медленный, спина прямая.

Темп медленный, лопатки сведены

Темп медленный, держать осанку, можно положить учебник на голову

Темп средний, прогнуться

Темп средний, лопатки свести

Темп средний, стараться прогнуться

Темп средний, колени не сгибать, стараться коснуться пола

Темп быстрый, руки прямые

Ноги прямые, темп средний

Темп быстрый, ногами пола не касаться

Темп средний, прогнуться

Темп средний, похвалить лучший прогиб у ученика и родителя. Продемонстрировать.

Темп средний, переходящий в медленный, держать осанку

Темп медленный

В процессе всех упражнения учитель поясняет, какие мышцы работают. Можно использовать музыкальное сопровождение (лучше аккордеон) или речитатив. Например: «Паровозик заболел, очень сильный перегрев. Пара нет, пришла беда, из котла течет вода. Паровозик весь дрожит, слесарь стал его лечить, где зубилом, где ключом: был он ласковым врачом».

Если учитель почувствовал эмоциональный спад на уроке, то перед упражнениями на растягивание можно провести подвижную игру на формирование правильной осанки. Если урок длиться 30 мин., то упражнения на растяжку не выполнять, сразу перейти к заключительной части урока.

    Упражнения на растягивание.

Ребенок лежит на животе, родитель сидит на коленях «в голове» ребенка. Родитель, отклоняясь назад, легко тянет руку лежащего на себя, не сгибая своих. Растягиваются мышцы предплечья и идет воздействие на суставы рук. При достижении натяжения можно провести скручивание руки ребенка.

И.п. – то же. Те же действия, но с ногами. Растягиваются мышцы ног, идет воздействие на коленный, тазобедренный суставы.

И.п. ребенок лежит на спине. Те же действия с руками.

И.п. то же. Тот же порядок действий с ногами.

Ребенок лежит на левом боку, руки вытянуты вперед, прямая правая нога вытянута вперед. Опускать, слегка надавливая правое плечо на пол, таз придерживать. Происходит «скручивание».

То же на правом боку.

Задействован позвоночник, мышцы живота, спины.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Наклоны вперед, к левой и правой ноге. Родитель слегка надавливает на спину двумя руками в области лопаток.

То же, из седа ноги вместе задействован позвоночник, растягиваются мышцы спины, задняя поверхность ног.

Упражнение для релаксации – лежа на спине руки в стороны, ноги врозь, тело расслабить, дышать свободно.

Ребята! Медленно встаем! Покидаем город Грацию. Для этого собираемся «паровозиком» и «едем» к родителям.

Все выполнять в медленном темпе, включить музыку.

Тело ребенка расслаблено, прямое, сохранять это положение до конца упражнения.

Сначала тянут одну руку, потом другую, потом обе.

Объяснить способы хвата.

Выполнять медленно, осторожно. Ноги от пола не отрывать.

Ноги не сгибать, у кого хорошо получается натянуть носки на себя.

Родители сели на скамейки.

Выключить музыку.

Учитель обходит зал, контролирует степень натяжения, указывает на ошибки или поощряет участников урока.

III . Заключительная часть урока.

Ребята и родители! Осанку можно формировать не только упражнениями, но и в игре. И последней станцией в стране Хорошей Осанки будет Город Игр.

    Игра «Сторож и воробьи»

Выбирают водящего – «сторожа», дети – «воробьи». Из скакалок выкладывают круг диаметром 3-4 м.

В круг помещают кубики – «зерна» в 2 раза больше, чем количество участников игры. Водящий встает в круг и говорит: «Воробьи – воробышки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». После слов дети на двух ногах впрыгивают в круг, берут кубик (каждый только по одному) и быстро выпрыгивают из круга. Водящий старается запятнать игроков. Кого запятнали, кладет «зерна» в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше всех набрал «зерен», кого запятнали, выполняют упражнения на осанку.

Ребята! Наше путешествие подходит к концу. Безусловно, оно было полезным, и я надеюсь интересным для Вас. А вот насколько результативным, мы сейчас проверим!

(Родители и ученики подходят к своим пластилиновым меткам на стене и тем же способом, что в начале урока, крепят второй кусочек пластилина)

    Подведение итогов.

Подводя итог урока, учитель объявляет результат теста с пластилином (вы стали гибче, подросли) задает несколько вопросов детям по уроку, говорит, что на осанку влияет еще и состояние стопы и это тема для будущего урока.

Раздает памятки родителям (приложение), объявляет оценки за урок.

Благодарит за участие в уроке ребят и родителей.

Водящего выбрать из числа родителей, круг можно начертить мелом.

Вместо кубиков использовать кегли, камушки и т.д. Игру повторять 2-3 раза. Водящего можно менять.

Родители выполняют упражнение, потом страхуют детей. Учитель отмечает, у кого метка расположилась ниже первой.

Можно в начале и в конце урока измерить рост ребенка. Сравнить результат. Если рост увеличился, то сделать вывод, что ФК способствует росту организма. Если рост уменьшился, то ребенок получил слишком большую нагрузку.

Использованная литература:

Журнал «ФК в школе» № 1, 1996 г., стр. 55

Журнал «ФК в школе» № 2, 1998 г., стр. 74

Журнал «энциклопедия здоровья» № 5, 2006 г., стр. 21

Книга «путь к здоровью» П.П. Морев, стр. 108

Брошюра «ФК и спорт» № 1, 1990 г., стр. 170

Брошюра «Позвоночник гибок – тело молодо» Ю.А. Пеганов, А.А. Берзина, стр. 17

Брошюра «Волшебная сила растяжки» Е.И. Зуев, стр. 37

Методическое пособие «Урок», Казань 2000, Салахова Ф.Н., Гумерова М.Ш.

Методическое пособие «Анализ урока как форма методической работы» Мочалова Н.М., Казань, 2004

Методическое пособие «Типовые ошибки организации урока» Мочалова Н.М., Уфа, 2002

Книга «Урок физики в современной школе» Э.М. Браверманн, Москва, 1993 г.

Пособие «Анализ современного урока» Г.Ч. Тахтамышева, Казань, 2003

Пособие «Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью» В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский

Сборник «Создание здоровьесберегающих технологий в современной школе» РМК Кировского ОО, Казань, 2004

Ресурсы интернета

Приложение к уроку по физической культуре в 1 классе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что влияет на состояние нашего позвоночника? Как сохранить стройную осанку у детей? Причины болезней позвоночника могут быть разными. Врачи говорят, что это могут быть и психологические предпосылки, которые возникают еще в раннем детстве. Известно, что частые запреты, исходящие от родителей, тормозят развитие ребенка. Ребенок растерян и зажат: многочисленные «нельзя» как будто сковывают его, он перестает быть живым, шаловливым и непосредственным. Это в свою очередь отражается и на положении позвоночника ребенка, и на его движениях: он тоже становится скованным и зажатым. Поэтому, родители, когда что – то запрещаете ребенку, понаблюдайте за ним. Если ребенок сник, притих, значит - вы для запрета использовали слишком сильное давление, поэтому срочно переключайте его внимание (например, на игру). Немаловажное влияние на формирование осанки оказывает дыхание. Если ребенок привыкает к неглубокому поверхностному дыханию, то мышцы грудной клетки будут слабо развиты, что приведет к сутулости.

Для спины полезно все, что укрепляет ее мышцы (плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах и т.д.). Любые движения, даже легкая зарядка под руководством взрослого, поддержат тонус мышц спины ребенка, создадут и укрепят «мышечный корсет», что в конечном итоге сформирует правильную осанку.

Правильная осанка способствует правильной работе внутренних органов. Нарушение осанки может привести к нарушению кровоснабжения мозга и как следствие к быстрой утомляемости и ослабление внимание. А с этим трудно ребенку учиться. На позвоночник ложится очень большая нагрузка, поэтому его необходимо беречь. Если спина ребенка устала, ему нужно сделать разминку, лечь на плоскую поверхность, или сделайте ему массаж.

При укреплении осанки ребенка необходимо соблюдать чувство меры. Важно помнить, что ваш малыш быстро устает и поэтому занятия физической культуры не должны быть слишком продолжительными. Так же необходимо помнить, что позвоночник вашего ребенка состоит преимущественно из хрящевой ткани, поэтому он более хрупкий и эластичный, чем у взрослый. Нужно беречь его от ушибов и повреждений. Приводим вам для примера комплекс упражнений и подвижную игру для формирования правильной осанки у детей 6-8 лет.

Комплекс упражнений «Жучок»

Речитатив: «Божья коровка, черная головка, шесть быстрых ножек, гибких босоножек. На травинку ловко забралась коровка, крыльями взмахнула, раз и упорхнула».

1 упражнение:

и.п. – ст. руки за голову

1 – подняться на носки

2 – руки вверх

3 – руки за голову

темп медленный, 4 раза

2 упражнение:

и.п. – о.с.

1 – прогнуться, руки на пояс, локти назад

2-3 – держать

темп средний, 4 раза

3 упражнение:

и.п. – ст. ноги врозь

1-3 – пружинистые наклоны вперед, касаясь руками пола

4 – 6 раз, темп средний

4 упражнение:

и.п. – лежа на животе, руки за голову

1 – прогнуться, поднять руки и ноги

2-3 – держать

4-6 раз темп средний

5 упражнение:

и.п. – о.с.

1 – руки вверх, вдох

2 – и.п. выдох

4 раза темп медленный

Методические указания: речитатив произносит один из родителей. Упражнение 2 и 4 выполнять с мышечным напряжением, в 3 упражнении колени не сгибать, в упражнении 5 детей учат правильному расслаблению и глубокому дыханию.

ИГРА «РАК И МУХИ»

Участник игры - «мухи» выбирают водящего - «рака». На месте игры чертят две параллельные линии, расстояние между ними 80-100 см. Это «река», где живет «рак». Водящий становится посередине «реки». «Мухи» располагаются на одном из «берегов». По команде взрослого, дети произносят «Под камнями рак живет. Рыбий хвостик он ждет. Рыбий хвостик очень сух. Рак не знает вкуса мух». Затем с разбега перепрыгивают «реку». Тот, кто угодит в «реку», считается пойманным. Водящий уводит его в свою «нору» и игра продолжается. После 3-4 перебежек игру останавливают, пойманные выполняют одно из упражнений на осанку и их отпускают. Выигрывает тот, кто ни разу не угодил в «реку» и во время игры сохранил правильную осанку.

Методические указания: Игру можно проводить с группой детей или с одним ребенком. Родители показывают детям положение правильной осанки. Игру повторяют 2-3 раза. Произнесение речитатива дает возможность детям отдохнуть. При выполнении упражнений на осанку использовать счет.

Упражнения на осанку:

    И.п. – о.с.

1-2 – приседание, руки за голову, локти назад

4 раза, темп медленный, спину держать прямо, вперед не наклоняться

    И.п. – о.с.

1 – поднять левую ногу, согнутую в колене, руки на пояс

2-3 – держать

то же правой ногой

4 раза темп медленный, сохранять устойчивое положение.

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки

Цель: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется. Любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие ещё не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани, этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, так как мышцы удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание - не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета; суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка - привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

Мы всегда говорим о правильной осанке, используя слова «выпрямись», «стой прямо». Говоря это, мы имеем в виду вертикальное положение. Однако если взглянуть на скелет, то можно увидеть лишь два небольших участка спины, имеющих более или менее вертикальное положение: это верхние позвонки шеи и позвонки нижней части корпуса. Кроме них ни один элемент скелета не имеет строго вертикального положения, за исключением кистей рук, которые иногда держатся вертикально. Что же в таком случае мы имеем в виду, говоря «стой прямо»?

Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения без расхождения энергии. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но отвлечены от выполнения своих основных функций в изменении положения тела, т.е. - движений.

Когда человек ходит, встает, садится, его тело время от времени проходит устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Хорошая вертикальная осанка возникает в том случае, если тело с минимумом мышечного усилия может двигаться в любом желательном направлении. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуются специальным отделом нервной системы, выполняющим очень сложную работу, у которой только легкие намеки проникают в сознание.

Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы,туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела.

Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую. Патологическая бывает нескольких видов: лордическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорции тела, но и физиологической выносливостью ребенка. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.

При правильной осанке изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе - беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанки может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребенок оказывается более подверженным частым респираторным заболеваниям.

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.

При лордической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины шейного и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

Нередко встречается асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковые искривления позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением опорно - двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время сколиоз определяют как заболевание опорно - двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника по фронтальной плоскости, но и перекручиванием позвонков вокруг оси.

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования. Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникнет и в дальнейшем.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста ребенка постепенно включаются новые средства физического воспитания. К семи годам у здорового ребенка позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Упражнения для формирования и коррекции осанки (старшая группа).

« Буратино».

Цель: Формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас - Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стенке? Надоело Буратино висеть, и он решил немного размяться.

И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1.Поднять руки через стороны вверх - вернуться в и.п. (5 - 6 раз).

2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед - вернуться в и. п.; то же - другой ногой (5 - 6 раз).

3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и.п. (5 -6 раз).

4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же - в другую сторону (5 - 6раз).

5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди - вернуться в и. п.; то же - с другой ногой (5 - 6 раз).

6. Поднять правую ногу. Согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова - вернуться в и. п.; то же - левой ногой (5 - 6 раз).

7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону - вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3 4 раза).

« Веселый гномик».

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

    И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх, ладонями вперед - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз.

    И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 - 5 раз с интервалом 40 - 50 секунд.

    И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз с интервалом в 1 -2 минуты.

    И. п. стойка на коленях, руки внизу; наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз с интервалом 30 - 40 секунд.

    И. п.- стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями вверху, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 - 5 раз с интервалом в 1 - 2 минуты.

    И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки на зад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад - вернуться в и. п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 1 - 2 минуты.

    И. п. - сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх - назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины - вернуться в и.п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 2 - 3 минуты.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку (средняя группа).

Основная стойка - стоя

    И.п. - основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5 - 6 раз в каждую сторону).

    И.п. - основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. Повторить 3 раза.

    И.п. - основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спину. Возвращается в и.п.(повторить 3 - 5 раз).

    И.п. - основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спина прямая; 5 - 6 раз каждой ногой).

    И.п. - основная стойка. Активное вытяжение. Спина прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спиной на носках (1- 2 минуты).

    И.п. - основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4 - 5 раз).

2.Сидя на коленях.

1. И.п. - сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5 - 6 раз по 2 рывка).

2. И.п. - сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад - 4 раза.

3 И.п. сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить - 6 раз].

Таким образом, такие комплексы не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт