Первый женский сайт

Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

Этим вопросом занимается гражданско правовое воспитание школьников. На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед педагоги постепенно формируют у своих учеников гражданскую позицию. Начинать подобную работу можно уже в начальной школе, причем воспитание младших школьников можно скорее назвать нравственно правовым. Немалая роль в этом процессе принадлежит институту семьи. Именно родители должны объяснять своим малышам прописные истины, прививать им определенные духовные ценности. Детям 7-10 лет можно рассказать, что:

  • они живут в стране, где каждый человек является таким же, как и они, гражданином;
  • все люди равноправны, то есть равны перед законом;
  • законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех;
  • если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность;

Гражданско правовое воспитание младших школьников – первая и очень важная ступень формирования гражданского самосознания. Без понимания перечисленных выше основ невозможен переход на более высокий уровень осознания себя как гражданина своего государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Школьник должен понимать, что он несет за свои действия ответственность перед собой, обществом и государством.

Правовое воспитание старших школьников должно включать в себя следующие мероприятия:

  • изучение основного закона государства – Конституции;
  • знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
  • ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
  • проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.

Гражданско правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности.

Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура. Ведь нельзя считать физически здорового человека гармонично развитой, если она, имея широкие знания, хорошо работая или учась, нарушает законы, права. Способность человека понимать правила общежития и требования законов и соответственно вести себя не является врожденной, она формируется под влиянием специальных воспитательных мероприятий, является следствием общения с другими людьми, участия в различных видах деятельности.

Правовое воспитание - воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков и привычек правомерного поведения школьников.

Необходимость организации правового воспитания учащейся молодежи обусловлена построением правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.

Социально-экономическая ситуация в начале XXI века. в обществе не способствует формированию надлежащего нравственной среды для воспитания детей и молодежи. Неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное положение семей и ухудшение в связи с этим внутрисемейных отношений, недостатки в организации школьного воспитания и сокращение количества внешкольных заведений обусловливают увеличение количества детей и подростков, поведение которых выходит за пределы моральных и правовых норм. Увеличивается количество подростков, которые не учатся и не работают, растет детская преступность. Распространение преступности среди несовершеннолетних опережает ее общий рост.

Целью правового воспитания учащихся является формирование у них правовой культуры гражданина Украины, который состоит из сознательного отношения к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, закрепленных в Конституции Украины, с глубокого уважения к законам и правилам человеческого общежития, готовности соблюдать и выполнять их требования, выражающие волю и интересы народа, активного участия в управлении государственными делами, борьбы с нарушителями законов.

Приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную жизнь, а знание ими своих прав и обязанностей расширяет возможности их самореализации. Правовое воспитание укрепляет жизненную позицию, повышает гражданскую активность, обостряет чувства непримиримости к негативным явлениям. Его специфика обусловлена социально-правовым статусом учащейся молодежи в обществе. Школьники материально зависимы от родителей или опекунов. их самостоятельность и активность корректирует педагогический коллектив, им не хватает правовых знаний и опыта правовых отношений, они должны усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и деятельность как несовершеннолетних, и правовые нормы, которыми им придется руководствоваться в будущем.

Недостатками правовоспитательной работы школы на современном этапе является превалирование в ее содержании вопросов уголовного права, предпочтение изучению прав личности, недостаточное внимание к изучению обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Отсутствует обоснование справедливости правовых норм, раскрытия содержания моральных принципов, в соответствии с которыми формулируются правовые запреты, ограничения. Ощутимым является разрыв между содержанием правовых норм и конкретным поведением учеников.

Правовое воспитание предполагает решение таких вопросов:

1. Вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об актуальных вопросах права, ведь правовые знания являются основой, на которой формируется правовое сознание. Они помогают учащимся соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и требованиями законов, корректировать, изменять ее в правильном направлении.

Значительная часть школьников хотя и не знает конкретных правовых норм, но не допускает правонарушений. Регулятором их поведения является соблюдение норм морали и обычаев. Такие школьники не наносят вред другим, не совершают краж и других правонарушений, потому что руководствуются в конкретных ситуациях моральными принципами.

2. Формирование у учащихся правового сознания - совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации. "Становление правового сознания, - утверждает александр. Вишневский - один из основных направлений формирования гражданина. В семье и в школе ребенок должен не только научиться уважать законы, отстаивать свои права и свободы, но и уважать чужие, толерантно относиться к чужим взглядам, уважать права других на самовыражение, собственные культурные ценности, выбор конфессий, участие в политической жизни и тому подобное. Все это чрезвычайно важная сфера воспитания, прежде всего с точки зрения потребностей государства".

Правовые взгляды должны быть основаны на общих правовых знаниях и представлениях о государстве и праве, правовые отношения между людьми, конституционные права и обязанности личности. Важно, чтобы эти знания и представления правильно отражали определенные правовые нормы, ведь иначе правовые взгляды будут ошибочными.

Одним из важнейших компонентов правового сознания является убеждение - осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий и ее личная готовность действовать согласно этих правил и понятий.

В процессе правового воспитания важно воспитывать у учащихся высшие правовые чувства, регулирующих их поведение (ответственность, справедливость и др.), иначе главным регулятором ее станут простые эмоции (гнев, страх и др), которые вызывают ситуативное поведение.

3. Формирование у учащихся уважения к государству и праву, понимания необходимости соблюдения требований законов. Такие качества воспитывают, раскрывая социальную сущность и роль государства и права. Воспитание у школьников уважения к закону и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения правовых норм осуществляют через воспитание уважения к правоохранительным органам, людей, которые охраняют законы. Однако не следует запугивать учеников этими органами, они не смогут осознать, что законы выполняют не только карательную функцию, но и защищают интересы общества, граждан.

4. Выработка у учащихся навыков и умений правомерного поведения. Привычку и умение соблюдать требования права и морали следует рассматривать как продукт сознательного отношения учащихся к признанию своего гражданского долга, соблюдение правовых норм. Как правомерное, так и неправомерное поведение зависят от определенных мотивов. Одни ученики придерживаются правовых норм вследствие глубокой убежденности; другие - потому, что находятся под постоянным контролем взрослых или опасаются возможного наказания; еще другие приличным поведением пытаются достичь своих эгоистических целей. Нередко такое поведение обусловлено привычкой придерживаться правил общежития. Педагог должен знать, какими мотивами руководствуется ученик, следуя нормам закона.

5. Формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им. В юридической литературе рассматривают разные уровни активности личности относительно требований закона. Соблюдение правовых норм свидетельствует о минимальном уровне активности личности, поскольку ей следует лишь избегать запрещенных законом действий. Выполняя правовые нормы, индивид проявляет большую активность, используя их, - проявляет наивысшую степень активности. Третий уровень активности предполагает, чтобы учащиеся не только добросовестно выполняли свои обязанности, но и требовали этого от других. Такая позиция формируется в результате их деятельности, направленной на обеспечение дисциплины и порядка в школе и за ее пределами. Любые попытки изолировать детей от негативного, замалчивать и скрывать от них недостатки жизни не воспитывает в них непримиримого отношения к этим явлениям, не мобилизует их на борьбу с ними, не вырабатывает иммунитета против их влияния.

6. Преодоление в правовом сознании ложных представлений, сформированных под влиянием негативных явлений жизни. Специфическим недостатком правового сознания отдельных учеников являются ложные представления о содержании правовых норм. Они признают наличие запретов, но неправильно представляют себе их суть, последствия невыполнения. Многие из них уверены, что за правонарушения отвечают только взрослые, а несовершеннолетние якобы освобождаются от такой ответственности. Они не убеждены в действенности положения, "незнание закона не освобождает от ответственности тех, кто его нарушает", нередко не умеют сопоставлять свои действия и поступки с требованиями права. При необходимости давать правовую оценку конкретному правонарушению, они исходят из собственных представлений о противоправном, что, как правило, основываются не на знаниях конкретных положений закона, а прежде всего на известных им нормах морали. Такие недостатки правового сознания является одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетними.

Содержание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулятивного явления, его общественными функциями и значением в организации и управлении обществом. Законодательство Украины охватывает различные отрасли права. Среди них видное место принадлежит государственному праву. Его нормы регулируют важнейшие общественные отношения, закрепляющие основы организации общества и правового положения личности, государственного устройства. Особым аспектом государственного права Украины является ее Конституция как Основной Закон государства и общества.

Административное право регулирует организацию и деятельность аппарата государственного управления. Школьники должны иметь представление об органах государственного управления и нормы административного права, которые охватывают санитарные, противопожарные правила, а также правила дорожного движения, пользования транспортом, поведения в общественных местах, воинского учета и многие другие, регулирующие деятельность различных учреждений, их работников, поведение граждан. Если человек нарушает установленные правила, его считают правонарушителем и накладывают на нее административное взыскание. Служба по делам несовершеннолетних вправе применять к ним различные виды взысканий вплоть до направления их в специальную школу или специального профтехучилища.

Отношения между людьми, гражданами и организациями, между самими организациями регулируются нормами гражданского права, возлагает определенные обязанности и предоставляет права гражданам и организациям. Дети, как и взрослые, считаются правоздатними, могут иметь имущество, которое им досталось в наследство, могут быть авторами стихотворения или рассказы и тому подобное. Правда, не каждое правоспособное лицо может самостоятельно осуществлять свои права. Поскольку способность действовать разумно, правильно распоряжаться своим имуществом, брать на себя определенные обязанности человек приобретает в соответствующем возрасте, закон определяет понятие "гражданская дееспособность" и устанавливает ее пределы (15 лет - частичная дееспособность, 15-18 - относительная дееспособность, 18 лет - полная дееспособность).

Нормы права и морали регулируют семейные отношения людей. В процессе правового воспитания учащихся знакомят с семейными правоотношениями, правами и обязанностями родителей в отношении друг друга, по воспитанию детей и др.

В процессе правового воспитания ученики усваивают и отдельные положения трудового права, ведь вскоре им придется работать в учреждениях, на предприятиях, где они будут сталкиваться со многими вопросами, в которых должны быть компетентными (условия приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, охрана и оплата труда, моральная и материальная ответственность и т. п).

Знакомясь с вопросами уголовного права, учащиеся должны четко представлять, что такое преступление, ответственность за подготовку и намерение преступления, соучастие в преступлении, возраст уголовной ответственности, необходимая оборона, уголовное наказание, отбывание наказания в местах лишения свободы, а также осознать, что ни одно преступление не остается безнаказанным.

Раскрывая содержание правового воспитания, важно ознакомить школьников с Конвенцией о правах ребенка, согласно положениям которой ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Концепция провозглашает: "Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающихся ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12).

Ребенок имеет право выражать свое собственное мнение; это право включает свободу поиска, содержания и выдачи информации и идей любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 13/1).

Государства-участники определяют право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15/1).

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16/1).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации любым другим лицом (ст. 19/1)".

Реализация задач и содержания правового воспитания учащихся осуществляется прежде всего в процессе обучения. Изучение гуманитарных предметов направлено на формирование у них высоких идеалов, морально-правовых качеств, непримиримости к безнравственным явлений, правонарушений и преступности. Дисциплины естественнонаучного цикла дают возможность коснуться вопросов из различных отраслей права, в частности его нормативных актов в отношении охраны природы, охраны труда, охраны здоровья человека и др. Важная роль в правовом воспитании школьников принадлежит курса правоведения, в процессе изучения которого они знакомятся со всеми отраслями права, приобретают знания, умения и навыки в системном виде.

Усвоенные на уроках правовые знания углубляются и расширяются во внеклассной воспитательной работе. Выбор формы или метода воспитательного воздействия зависит от его цели, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и возможностей педагогического коллектива школы. Выбирая методы и формы воспитательной работы, важно также учитывать их популярность среди школьников.

Осуществляя правовое воспитание на уроках и во время специальных воспитательных мероприятий, важно раскрывать содержание всех отраслей права, не сосредотачивая внимание учащихся на одной из них. Раскрывая конкретные правовые нормы, следует показывать их связь с правилами морали, на которых они базируются; иллюстрируя случаи нарушений норм права, не злоупотреблять негативными примерами, лучше приводить те, что демонстрируют, как надо действовать в подобной ситуации. Рассказывая о преступлениях, не следует детализировать факты, поскольку это может научить отдельных школьников методики совершения преступления; необходимо раскрывать суть отрицательных фактов так, чтобы они вызывали отвращение, а не восхищение ими.

Решающим моментом в правовом воспитании школьников является высокая правовая культура педагогов и соответствующий правовой терминологии-психологический климат в школе и в семье ученика. В правовиховній работе школы важную роль играет привлечение учащихся к посильной деятельности, которая предусматривает определенный объем правовых знаний, умений и навыков. Это прежде всего участие в детском самоуправлении, в частности в работе комиссии по дисциплине и порядке, в отрядах юных инспекторов дорожного движения, юношеских добровольных пожарных дружинах, в различных формах природоохранной работы.

Привлечение школьников к правоохранительной и природоохранной деятельности в школе и за ее пределами следует оценивать с точки зрения проведения профилактической работы с учащейся молодежью и с точки зрения обретения ею правового опыта, воспитания в ней непримиримого отношения к негативным явлениям жизни. Воспитанные в таких условиях школьники активно противодействовать этим явлениям.

Активизации правового воспитания способствует ежегодное проведение в учебно-воспитательных учреждениях смотров-конкурсов на лучшую организацию этой работы.


Ожидаемые результаты реализации

Снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;

Воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

Формирование правового сознания.

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних-1 уч-ся, ОпДН – 2 уч-ся, на внутришкольном учете – 6 уч-ся.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.

С 2008 года школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится на окраине города, рядом Центр образования №1 (вечерняя школа) и учащиеся могут оказаться объектом правонарушений. Наша цель - дать учащимся знания, как вести себя в подобных ситуациях.

Цели нашей работы :

Изучение уровня знаний учащихся о правовой культуре и информированности и оценить их электоральную активность;

Формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

В соответствии с целями мы поставили следующие задачи :

формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;

целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;

формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;

определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;

проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования правовой и политической культуры учащихся.

Объект исследования: уровень правовой и политической культуры учащихся.

Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, интервью.

В своей работе мы использовали следующие источники :

1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.

2. Закона РФ «Об образовании»;

3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

5. Семейный кодекс РФ : ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);

6. Уголовный кодекс РФ : ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);

7. Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на территории нашей области;

8. Материалы из сети Интернет;

9. Учебные пособия по праву.

Основные направления системы правового воспитания в школе

осуществление правового образования учащихся;

работа Совета профилактики правонарушений;

профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;

пропаганда здорового образа жизни;

индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете;

правовое образование родительской общественности ;

взаимодействие с органами системы профилактики;

школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Работа Совета профилактике правонарушений и социального педагога

по правовому воспитанию.

В школе действует Совете профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совете профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный портрет каждого класса.

К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика, инспекцией по делам несовершеннолетних другими различными социальными службами и проводит соответствующую работу.

Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.

Социальный педагог исследует занятость детей «групп риска», направляет в различные кружки и секции.

Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, регулярно участвует в заседаниях КПДН, готовит ходатайства в инспекцию о принятии мер к родителям уклоняющихся от воспитания.

В школе регулярно проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.

Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.

Социальный педагог выявляет интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.

Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе

В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Основы правовых знаний изучаются и на других предметах. В начальной школе основы правовых знаний учащиеся приобретают на уроках «Окружающего мира» и классных часах, на уроках ОБЖ учащиеся много говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.

Изучение права на уроках обществознаний в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта.

Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Совет школы (Республика «Альтаир») существует в школе как орган школьного самоуправления уже 12 лет. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и коррелируются с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.

Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников.

Немаловажна также роль Совета школы в профилактике правонарушений и зависимостей: создается образ положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности. Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.

Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа Службы правопорядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом Совете, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.

В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной милиции. Раз в неделю инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.

Большую роль играет Школьный Совет в проведении ролевых игр «Выборы в республику «Альтаир»» Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, социализации подрастающего поколения.

Правовое образование родительской общественности

Правое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.

Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.

Школа тесно сотрудничает с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Школьный психолог и социальный педагог ведут работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье. В ходе реализации данной программы используются современные технологии:

технология уровневой дифференциации ;

технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;

игровые технологии;

информационные компьютерные технологии, правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс»;

личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе

Внешние связи школы по правовому образованию:

студенты филиала РГСУ и инспектор проводит юридические консультации, занятия и беседы с учащимися по правовой тематике;

посещают с лекциями работники ИДН и ГАИ, специалисты из Наркологического центра, Психологического центра «Семья» и т.д.

проводятся заседания КПДН в администрации;

члены юридического клуба участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах и конференциях ;

проводятся ролевых игры и олимпиады в филиале РГСУ и т.д.

организуются посещения музея УФСИН, инспекции по делам несовершеннолетних, Центра Занятости населения, юридические консультационные пункты;

проводятся встречи с интересными людьми.

Почему возникла идея возникновения юридического клуба в школе ? В школе была необходима новая форма работы с подростками - социальные проекты, направленные на включение учащихся в социально-ориентированное творчество, на развитие гражданской ответственности, формирование правовой культуры, морально-нравственных основ личности. Возникла необходимость разработки новых оригинальных активных форм и методов гражданско-правового образования учащихся. Это связано со слабой информированностью подростков в правовой сфере.

Название клуба «Союз правосудия» – Союз единомышленников - правоведов, которые изучают законы, защищают свои права, творят правосудие.

На подготовительном этапе межу школой и филиалом РГСУ

заключено соглашение о сотрудничестве между филиалом РГСУ и МБОУ «СОШ №53»,

издан приказ директора школы об открытии юридического клуба (от 27.11.2008 №235),

разработана программа юридического клуба на каждый учебный год,

составлен календарно-тематический план работы.

На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные.

В ходе составления плана распределяются обязанности между участниками клуба, учитывая принцип добровольности, а также их индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.

Достижения и результаты деятельности клуба:

- снижение количества правонарушений;

Формирование правового сознания ;

Сокращение обучающихся на учете ВШУ, КПДН, ИДН;

- воспитание сознательных , активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

- победы учащихся на республиканских и городских олимпиадах, конференциях и конкурсах по праву;

- поступление выпускников школы в профильные юридические ВУЗы.

Участие юридического клуба в номинации «Школа - профессиональная карьера»

2 место в городской научно - практической конференции «Открытия юных» в 2008 г.

1 место в правовой игре в филиале РГСУ «Конституция РФ» 2009 г.

2 место в Нижегородском областном конкурсе исследовательских и инновационных проектов талантливой молодежи РОСТ в 2010 г.

2 место в Республиканской межпредметной олимпиаде по праву в филиале РГСУ в 2012г

Нами используются такие формы работы в школе как:

формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование)

изучение нормативно правовых актов , кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);

использование в работе ролевых игр, проведение лекций членами юридического клуба, дискуссии, «мозговой штурм» и др.

игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками», разбор проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение правовых фильмов)

вовлечение молодежи в добровольчество (создание органов самоуправления, выборы президента в республике «Альтаир», создание «Министерства правопорядка» «Министерства труда и занятости» и т.д.)

работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания (правовых игр по станциям, школьных конкурсов, правовых турниров «Закон и прядок» и т.д.)

творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы, выпуск газеты, проведение правовых конкурсов, игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»)

дискуссионные формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми)

В своей работе мы применяем различные принципы работы в правовом воспитании:

Технология педагогики ненасилия , доброжелательности;

Принцип «своевременного» воспитания;

Принцип групповой работы;

Отказ от запугивания (создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии);

Не перегружать информацией и специальными терминами.

« Пластичность и системность» при проведении занятия.

Проведение работы с учетом возраста и социального статуса подростков.

Предоставление объективной информации в доступной форме.

Использование принципа «равный – равному».

Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением работы в нашей школе, оно проводится по нескольким направлениям:

обеспечение доступа к актуальным информационно-правовым системам;

сканирование и копирование фрагментов правовых документов;

пользование книгами , периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала;

организация и проведение мероприятий по правовой тематике ;

оказание бесплатных консультационных услуг студентами-волонтерами 5 курса юридического факультета РГСУ.

Массовое правовое информирование в школе осуществляется с помощью:

· стенда «Закон и порядок», на котором еженедельно вывешиваются информационные сообщения о новых нормативных актах;

· книжных выставок (например: «Знаешь ли ты свои права», «Знай закон смолоду» др.);

· буклетов, закладок, информационных листовок «Твои права избиратель», «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей» и др.;

· круглые столы, викторины, правовые игры, презентации и т.д.

Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.

Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы:

1. Беседы в классах с показом презентаций: “Конвенция ООН о правах ребенка», « Виды соучастия в преступлении”, «Гражданином быть обязан», «Допрос несовершеннолетних», «Как сказать «нет» негативному влиянию», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» подготовленные учащимися 9-11х классов

2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 6-х классов “ Права ребенка”

3. Викторина “Права ребенка-права человека”

4. Составление “ Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” - 5-6 классы

5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям.

6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в школе”

7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” - 8 класс

8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах. Распространение лучших листовок среди взрослых.

9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом.

10. Конкурс агитбригад “ Мы за ЗОЖ и правовую культуру”

11. Турнир правоведов .

Основными формами привлечения молодежи к участию правовой активности являются:

. Семья . Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.

Школы и высшие учебные заведения . Необходимо создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень правовой и политической грамотности и активности.

Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.

СМИ . Значительная часть информации молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан и т.д.

Партии и общественные движения . Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

Используемые дидактические материалы:

Разработки бесед с учащимися : « Права человека и гражданина» « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.;

Разработки бесед с родителями : « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;

Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр;

Видеофильмы, музыкальные видеоклипы и т.д. ;

Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», «Правоспособность»;

Комплект правовых задач;

Разработки тестов по темам «Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»;

Разработки презентаций по праву: « Права ребенка», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Гражданином быть обязан», «Как не стать жертвой правонарушений», «Виды соучастия преступления» и т.д.;

Материалы к проектной деятельности: «Трудоустройство молодежи в России», «Права потребителей», «Социально-психологические аспекты допроса несовершеннолетних», «Карманные деньги - за и против».

В целях самообразования мы составили юридический словарь необходимых терминов и понятий. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 )

Мы попытались выяснить отношение к правовой культуре у молодёжи в нашей школе и провели социологический опрос -анкетирование в 5-11 кл. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 )

В ПРИЛОЖЕНИЕ №3 даны знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.

В ПРИЛОЖЕНИЕ №4 определена примерная тематика лекций для родителей.

В заключение можно выявить, что для повышения правовой и политической культуры необходимо использовать все имеющиеся средства:

повышение общей правовой культуры молодёжи через СМИ , художественную литературу, кинематограф, и.т.д.

введение обязательных факультативных или элективных курсов по праву, наличие в школе юридических кружков;

массовое просвещение, личный пример взрослых, т.е. семьи.

Государство должно заниматься политическим воспитанием своего молодого населения. Как говорится, молодежь-это будущее страны. Сейчас правительство должно позаботиться, чтобы будущее страны было прекрасным… Наш девиз:

- Мы верим в справедливость на планете!

- Мы хотим жить в правовом государстве!

- Мы хотим процветания России!

- Мы – это светлое будущее России, и нам его строить!

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Юридический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

АДВОКАТ - лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

ПРОКУРОР - должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;

это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;

применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - устройство) - писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ традиционно принято рассматривать в двух значениях:

действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Анкета на правовую грамотность.

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школы. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.

Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.

Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% (только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.

Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!

Знаете ли вы свои права и свободы?

Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

1

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

1

2

Главные ценности нашей жизни

1

3

Беседа «Правила личной безопасности»

1

4

Беседа «Человек в мире правил»

1

5

Правила поведения в транспорте, в общественных местах

1

Знать: - правила поведения в школе;

- названия государств и государственную символику;

- законы класса;

- правила личной безопасности;

Уметь : - соблюдать правила поведения в школе;

- выполнять законы класса;

- соблюдать безопасность на улице

Тема

Класс

1

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

2

2

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

2

3

Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках.

2

4

Беседа «Я – гражданин России»

2

5

Беседа «Твои права и обязанности»

2

Знать: - какого человека называют гражданином?

- качества человека, необходимые достойному гражданину;

- основные обязанности и права ученика;

- правила поведения в общественных местах, дома, в школе

Уметь: - различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах

1

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет, в инспекцию по делам несовершеннолетних и в комиссию по делам несовершеннолетних?»

3

2

Беседа «Правила поведения в школе»

3

3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

3

4

Обязанности пассажиров

3

5

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

3

6

Беседа «Шалости на дороге»

3

Знать: - что такое закон?

- как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

- какие поступки нарушают устав школы?

- какие правила поведения надо соблюдать на дороге?

Уметь: - дисциплинировано вести себя на дороге;

- соотносить моральные нормы с повседневным поведением

1

Беседа «За что ставят на учет в милиции»

4

2

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

4

3

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом

4

4

Поведение школьников в близи железнодорожных путей

4

5

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

4

6

Деловая игра «Главные вопросы»

4

Знать: - элементарные права людей

- какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

- первоначальные представления о юридической ответственности.

Уметь: - уважать людей;

- бережно относится к своему и чужому имуществу

Тема

Класс

1

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

5

2

Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом


Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями здоровья . Это объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения;
  • степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1-м классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.

Содержание правового воспитания

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:

  • Мое общество
  • Ребенок
  • Мои права
  • Мое отечество
  • Моя семья

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном заведении.

Правовое воспитание в школе

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Успешная реализация образовательных и воспитательных задач, стоящих перед курсом правового обучения в коррекционной школе, во многом зависит от методической организации учебной работы, определяемой как содержанием самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности учащихся.
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на следующих принципах:

  • принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)
  • условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
  • принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
  • принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
  • принцип гражданственности.

Ведущей формой организации учебной деятельности в школе по правовому обучению является урок. В соответствии с основными этапами изучения материала определились типы уроков. Подготовка учащихся к восприятию нового материала осуществляется на вводных уроках. Из разнообразных видов уроков сообщения новых знаний наиболее полно отвечают специфике предмета уроки, включающие элементы беседы, в ходе которой осуществляется разбор изучаемых фактов, подведение учащихся к правильному пониманию содержания материала и выводу-обобщению. Этой же цели отвечают и фронтальные беседы на повторительно-обобщающих уроках.
Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. В организации работы в коррекционной школе следует исходить из концепции Л.С. Выгодского о социальной коррекции личности особенного ребенка. За период существования различных детских организаций определились многообразные формы деятельности учащихся школьного возраста. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, походы, военно-спортивные игры. То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, облекаясь в игровые формы, становится для учащихся ситуативно оправданной нормой поведения. Понятие о таких моральных качествах, необходимых каждому человеку, как дисциплина, товарищеская взаимопомощь в игре становится для учащихся более доступным, а полученные на уроках знания находят конкретное подкрепление.
Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков.
Особо важно обеспечить в организации внеучебной деятельности школьников преемственность между школьными и внешкольными методами воспитательной работы. Вся эта деятельность должна быть организована по принципу «школа - центр и организатор воспитательной работы».
Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с подростками учителю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

Направления программы по правовому воспитанию школьников

В наше время с пугающей частотой молвят о подростковой преступности. На наш взор это происходит потому, что дети часто не соображают в силу юности и горячности тяжесть содеянного.
Для этого можно сделать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, к примеру, можно сделать такую программу, куда входит:

  • Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности
  • Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации
  • Проведение конкурсов молодых друзей закона на наилучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина русской Федерации; прав дитя и др.
  • Создание правовой игры «Обязан и имею право», «Воспитай в себе гражданина», «Мои права» и т.д.
  • Организация мероприятий социальной направленности: благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.
  • Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов раз в год перед профессиональными праздниками
  • Организация «дней открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.
  • Организация детей в защиту экологии, за чистоту села, водоемов и др.
  • Проведение конкурса рисунка по антинаркотической теме посреди школьников старших классов.
  • Организация походов и поездок детей по историческим местам.
  • Организация спортивных мероприятий, посвященных глобальному Дню здоровья и интернациональному Дню защиты детей, спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».
  • Беседы: «Я и семья», «Я и сверстники», «Я и школа», «Я и полиция».

Из опыта работы педагогов школы

В нашей школе ежемесячно проводятся заседания Совета Профилактики, где рассматриваются персональные дела учащихся, нарушителей порядка, осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе и в ОДН, рассматриваются конкретные поведенческие ситуации.

В профилактике правонарушений имеет место заседания КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

В плане профилактики правонарушений особое место занимает организация досуговой деятельности, занятость учащихся в секциях и клубах, как в школе, так и вне её. В кружках и секциях занята половина учащихся школы. Учащиеся школы активно вовлекаются во внеклассную досуговую деятельность.

В рамках правового воспитания учащихся проводятся беседы, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, а также проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю в общении с родителями, контакта с ними, но при возникновении проблем индивидуальная работа соцпедагога, психолога выходит на первое место. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.

В рамках работы по формированию здорового образа жизни согласно плану воспитательной работы в школе проводятся мероприятия по борьбе с вредными привычками . Дни здоровья и спортивные соревнования, проводимые в школе в это время являются важной формой работы за здоровый образ жизни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт