17:00 7.03.2018
Невероятная история 20-ти летнего парня, который почти полгода работает воспитателем в детском саду. Почему дети и родители в восторге от воспитателя-мужчины? И чем полезен для детсадовской детворы мужской подход в воспитании? Ты удивишься!
С мальчишками Ян Яныч играет в машинки, с девчонками - в куклы, в дочки-матери; придумал свой метод от баловства. А еще учит детей играть в футбол, баскетбол и размышлять на разные темы. Ему 20 лет и он - воспитатель в одном из столичных детских садов.
В детский сад Ян Самоукин пришел 4 месяца назад. Неделю присматривался, а потом решил - хочет работать воспитателем. Ему дали группы 5-ти-6-ти леток и полставки. Воспитательствует 2-3 дня в неделю. Иногда не полный день, потому как параллельно учится на реабилитолога в Международном научно-техническом университете им. академика Юрия Бугая.
«В первый рабочий день очень волновался, боялся, что детям не понравлюсь. А они как-то сразу меня полюбили, как и я их. Хотя были удивлены в начале, мол, что это за бородатый дядька? Я просто пришел в группу и начал знакомиться с ними, расспрашивать про их жизнь», - вспоминает Ян Яныч.
Дети не стеснялись задавать вопросы своему новому воспитателю о его семье и жизни, интересовались, сколько ему лет, есть ли сестра или брат. И даже подшутили над воспитателем, спросив, кто его из садика будет забирать.
«Первое время было, конечно, несколько детей, которые баловались и не слушались меня. Тогда одного посадил на коленки, и мы долго разговаривали обо всем. Он о маме с папой рассказывал. Спрашивал меня, чем я занимался еще. Когда узнал, что боксом, попросил научить паре приемчиков. Ответил - рано ему. После этого разговора мы сдружились, и он перестал шкодить», - вспоминает бородатый нянь.
Некоторых балованных мальчишек садил на стульчики рядом с собой, обнимал и тоже разговаривал по душам, расспрашивал, знают ли они, за что их посадили на стульчик. И когда ребята понимают - потому как баловались, но больше не будут, отпускал из своих объятий играть.
«С мальчиками я сразу поговорил насчет драк, пояснил - это не решение конфликта. И если что, со мной побороться можно. Тогда они в шутку начинали нападать», -- смеется воспитатель.
Ян Яныч признается, - обожает играть с детьми в их игры! Ему интересно с пацанами поиграть в машинки, а с девчонками - в куклы. В девчачьей забаве дочки-матери у него роль кукольного папы.
И конечно, учит детей играть в футбол, баскетбол, волейбол. Причем играют как девчонки, так и мальчишки. Особенно радуется детвора, когда воспитатель устраивает соревнования - команда мальчиков против команды девочек. И девчата частенько выигрывают. Потому что Ян Яныч иногда играет за них, говорят мальчики.
Обязательная часть воспитания - уроки. Математика, украинский язык, английский, природоведение. Ян Яныч готовит для детей дома задачки разные. Или придумывает, что они будут рисовать, лепить, делать.
«Недавно рисовали любимую игрушку. Я попросили их потом рассказать историю нарисованной игрушки - как она появилась», - делиться своими педагогическими находками парень.
Перед дневным сном или в течении дня Ян Яныч читает своим воспитанникам книги. И разучивает танцы и стихи для утренников.
К празднику весны по сценарию запланирован танец мальчиков. Ян Яныч тоже знает все движения. Потому как если кто-то из танцоров вдруг не сможет прийти на выступление, он всегда заменит.
Родители, когда увидели бородатого воспитателя первый раз, удивлялись. А потом привыкли. Детям интересно с Ян Янычем.
И секрет педагогический тут один - нужно уметь находить с детворой общий язык, делать все, чтобы им было интересно, чтобы они хотели идти в садик каждый день.
Мария Фабричева, психотерапевт, семейный консультант-медиатор.
Детям важен как женский пример поведения, так и мужской. В садике у детей есть альтернативная мама - воспитатель. Если же воспитатель - мужчина, то это альтернативный папа. И это вполне здоровая ситуация.
Прежде всего нужно помнить, что с 3 до 6 лет, то есть в детсадовском возрасте, у ребенка начинается нормативный период развития - стадия «идентичности и силы». Когда он активно проявляет свое "Я". Именно в этот период он начинает отстаивать свои границы, изучать разницу между мальчиками и девочками. И тут позитивный пример мужчины-воспитателя крайне важен. Подчеркну, именно позитивный. Мальчики, глядя на его поведение в бытовых ситуациях, учатся быть мужчинами. Например, в чисто мужских конфликтах осознают, что решать вопросы можно не только кулаками. У девочек в детсадовском возрасте как раз начинает формироваться представление о мужчине. И если они будут видеть перед собой пример, как мужчина поддерживает, помогает, решает конфликты, отстаивает свое мнение, то соответственно, во взрослом возрасте у нее будут складывать гармоничные отношения с противоположным полом. Допустим, девочка тащит какую-то тяжелую игрушку сама. И воспитатель может подсказать мальчику, как помочь девочке, чтобы не обидеть ее, если вдруг она хотела именно сама тащить тяжесть. И при этом показать, что мужчина - это поддержка и помощь, когда трудно.
Есть еще один важный нюанс, который следует учитывать. В Украине нередко в садик ходят дети не из полных семей, где ребенка воспитывает только мама (родители либо в разводе, либо папа на заработках, дома бывает наездами и не принимает участие в воспитании). У ребенка перед глазами просто нет примера мужского поведения в разных бытовых ситуациях. И в таких случаях пример мужчины-воспитателя, его поддержка, своевременный совет могут быть эффективны и полезны.
фото: из личного архива детского сада
Выдающимися педагогами далекого и не очень прошлого всегда были мужчины. Вспомним: Ян Амос Каменский, Василий Сухомлинский, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Януш Корчак, Дейл Карнеги и др. Да и в дореволюционной России мамочки и нянечки занимались ребенком, если он - мальчик, только до 3-х лет, а дальше его воспитывали гувернеры-мужчины под руководством отцов. Что же происходит с ролью мужчины в воспитании детей сейчас?
Проведенное организацией объединенных наций (ООН) исследование, в котором приняли участие 70 000 педагогов из 23 стран, показало, что большинство учителей (70%) в мире — женщины. Причем, больше всего женщин-педагогов в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении (примерно 85%). В России, по данным Центра социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, доля женщин среди учителей составляет около 81%, среди воспитателей детских садов 97%. Интересно, что при этом руководящие должности в сфере образования занимают в основном мужчины (55%).
И если в школах учителя-мужчины еще встречаются - преподают в основном физкультуру, ОБЖ, математику, физику и информатику, то в детских садах, судя по статистике, их всего 3 %. Но они все-таки есть!
Что это за мужчины? И почему их так мало?
В одном из детских садов Екатеринбурга воспитателем в младшей группе работает мужчина, причем попал он туда... из полиции. Неудивительно, что дисциплина в коллективе - идеальная.
Екатеринбургский детский сад № 555 известен в городе тем, что именно там работает Владимир Мелехов, в прошлом – инспектор полиции, а теперь – воспитатель младшей группы. Стаж работы у Владимира Васильевича пока не слишком большой – четыре года, но он уже успел завоевать любовь детей и уважение родителей.
Тяга к необычной для российского мужчины профессии, по признанию Мелехова, у него семейная – воспитателем в детском саду работала его мама. Недавно, после того как полицейский попал под сокращение, он получил вторую профессию и реализовал свою давнюю мечту.
В группе у Владимира Васильевича 25 детей. Бывший полицейский нашел к ним свой подход: «без сюси-пуси», но по-доброму. По словам Мелехова, мужчине с детьми легче: «Отцов больше уважают, соответственно, взгляд. Как-то посмотришь, и они уже слушаются». А малыши признаются: «Если он ругает, все равно он хороший».
Конечно, Владимир Мелехов - не единственный воспитатель-мужчина, есть и другие, правда, их очень мало, а потому можно пересчитать, что называется по пальцам. Кто они?
23-летний Вадим Кацырис – единственный в Курске воспитатель-мужчина, так что аналогия с героем фильма «Усатый нянь» напрашивается сама собой. Но в отличие от киногероя, курянин пришел в детский сад по собственной воле, а общий язык с малышами нашел практически с первого дня.
Не все карапузы малышовой группы могут выговорить «Вадим Вадимович», поэтому называют его «Дим Димыч», «дядя Вадим» – кто во что горазд. Родители поначалу переживали: «Как так воспитатель – мужчина?» А малыши и бровью не повели, они ведь еще не знают, что есть профессии «женские» и «мужские». А когда «Дим Димыч» сел с ними за большой стол, разложил краски и предложил: «Давайте рисовать. Вы – на своих листочках, я – на своем, а потом сравним», – воспитанники окончательно растаяли. Дядя принял их за равных!
Полгода вместе, и теперь они даже отказываются идти в группу, если там не будет любимого воспитателя. Уговорить доесть «невкусную» кашу, унять расплакавшегося капризулю, поделить игрушки, да так, чтобы никто не остался в обиде, угомонить шалунов и уложить по кроваткам – с этими и многими другими задачами молодой воспитатель справляется не хуже коллег-женщин. Но те отмечают и разницу в подходе: например, мужскую объективность и логику там, где женщина дала бы волю чувствам.
Вадим вспоминает, что всегда был окружен детьми. Когда подросли трое младших братьев, появился племянник, сестра часто просила посидеть с малышом. Искать «подход к детям» ему не приходилось, все складывалось само собой. Способность находить общий язык с ребятней первой отметила мама нашего героя и уговорила сына идти учиться в педколледж. Через четыре года молодой учитель начальных классов искал работу. Но устроиться в школу оказалось не так просто. Не найдя подходящих вакансий, курянин дал объявление в газету, на которое получил неожиданный отклик. Его пригласили работать в частный детсад.
«Первое время страшновато было», – улыбается Вадим. Но тревоги быстро забылись, для них в течение насыщенного дня не остается времени. К шумным детсадовским будням Вадим так привык, что дома в тишине чувствует себя неуютно.
«Сейчас если видят, что мужчина работает с детьми, первая мысль – все ли с ним в порядке? Конечно, в лицо мне неприятных вещей никто не говорил, но читал подобные статьи и комментарии в Интернете, – замечает Вадим Кацырис. – В образовании привыкли видеть женщин, несмотря на тех великих педагогов, которые были в нашей стране». Никакой «войны полов»: просто у мужчин и женщин разный подход. «Женщины – ласковые. Малыши это чувствуют и ценят, – рассуждает курянин. – Но иногда в общении с ребенком нужна и твердость».
Сейчас Вадим получает высшее образование: выбрал психологию, которая нравилась еще в колледже. Работа студенту не мешает, скорее, наоборот. Например, курс по детской психологии «проглотил» за один присест – с такой-то практикой.
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александр Сергеевич. Понимаю, что имя для вас пока сложное. Когда вы станете произносить его без ошибок, будем считать, что наши занятия увенчались успехом. Можно смело идти в школу!» – знакомится с малышами Александр Рудь. Его занятия ребятня просто обожает: кто еще из педагогов не только позволит кривляться, но еще и будет вместе с тобой строить смешные рожицы. Мимическая гимнастика – обязательная разминка перед «уроком». Уже восемь лет наш герой занимается с детьми: учит их правильной артикуляции. Александр – логопед в одном из курских муниципальных детсадов.
С малышами он начал работать еще раньше. В 1999 году выпускник медицинского колледжа пришел в детсад массажистом. Вспоминает: тогда мечтал связать жизнь с медициной, а работу с детьми считал временной. Но постепенно общение с малышами затянуло: к любому ребенку надо найти подход, заинтересовать, расположить его к себе. Каждый карапуз – своя вселенная, знакомиться с которой безумно интересно.
Неожиданно для друзей и знакомых Александр подал документы не в медуниверситет, как все предполагали, а в КГУ на факультет дефектологии. «Сейчас даже не представляю себя в какой-то другой сфере, – улыбается он. – Обычно мечтаешь об отпуске. А как только он наступает, на второй день начинаешь скучать».
Только в Новый год наш герой старается отпусков не брать. На праздничных утренниках он – не логопед Александр Сергеевич, а бородатый волшебник Дед Мороз. В исключительно женском коллективе детсада эта роль закрепилась за ним сразу. Малыши в восторге.
Хотя Александр не воспитатель, родители и друзья в шутку зовут его «усатым нянем». Курянину, которому не чужда самоирония, прозвище нравится. Сам он уверен: если бы в системе образования работало больше мужчин, дети бы только выиграли.
«Вы знаете, что обнимать ребенка надо пять раз в день? Психологи советуют это всем родителям. Да и взрослым объятия не менее полезны», - говорит Александр Рудь.. Но «мужской» взгляд на те или иные вещи для ребенка тоже важен, считает «усатый нянь». «А если учесть, сколько сейчас детей живет в неполных семьях, – размышляет он, – их воспитанием занимаются мамы и бабушки... Для гармоничного развития таким малышам нужен пример – мужчина, пусть даже воспитатель или учитель. Кстати, за границей эта работа не считается исключительно привилегией слабого пола, там и в дошкольном образовании много мужчин. Нам бы такая практика тоже не помешала».
В подгоренском детском саду «Улыбка» работает единственный в Новохоперском районе Воронежской области мужчина-воспитатель. В детский сад Игорь Губанов пришел работать после сокращения в школе, где он работал учителем черчения.
Родители детей сначала с некоторым сомнением и скептически смотрели на него, как на воспитателя, но со временем стали доверять.
«Могу сказать об Игоре только самые хорошие и теплые слова, - говорит Татьяна Литвинова, воспитатель детского сада «Улыбка», - он ответственный и чуткий воспитатель. Дети тянутся к нему и слушают, что он скажет, а это много значит – заслужить доверие и стать авторитетом для ребенка».
22 года назад вчерашний выпускник одного из техникумов Владимир Подольский принял для себя судьбоносное решение, и вместо того, чтобы пойти работать по специальности, откликнулся на вакансию воспитателя.
Молодому человеку на тот момент было отказано, что не огорчило, а напротив, укоренило в юноше стойкое желание работать с малышами. После отказа, он решил устроится дворником в детский сад, а для того, чтобы узнать профессию изнутри, стал подрабатывать няней (помощником воспитателя) в младшей группе. Параллельно с этим Владимир поступил в педагогическое училище, а по его окончанию в пединститут для того, чтобы стать официально дипломированным специалистом в педагогической сфере.
Кроме работы в детском саду, мужчина работал в школе учителем физкультуры, но вернулся обратно к малышам. Профессию воспитателя мужчина считает одной из наиболее значимых и сложных, а еще думает, что пора нашему современному обществу избавляться от гендерных предрассудков: женский подход к воспитанию детей ничем не лучше мужского. Дети откликаются на доброту, заботу и внимание, а это обычные человеческие качества, не зависимо от пола.
15 ноября 2013 года на сцене Концертного зала Правительства Москвы прозвучало имя победителя IV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2013». Им стал воспитатель детского сада комбинированного вида «Страна чудес» города Новоуральска Свердловской области Олег Скотников .
Аяс Александрович Донгак - инструктор по физическому воспитанию детского сада № 37 г. Кызыла (республика Тыва), он стал победителем в номинации «Молодой воспитатель» в 2014 году.
«Лучшего воспитателя года» 2014 года Вологодской области приветствовали бурными аплодисментами. Им стал Роман Гребенченко - воспитатель детского сада № 45 города Сокол - единственный участник-мужчина.
Вероятно, в России есть еще воспитатели-мужчины, просто мы пока о них не знаем, но, наверное, и они когда-нибудь заслужат почетные звания и о них расскажут в СМИ.
В Японии в каждом дошкольном учреждении число воспитателей-мужчин должно составлять не менее 25%. В Германии на данный момент это всего 3% мужчин, но государство считает, что цифра должна увеличиться до 20%. В США в каждой детсадовской группе обязан работать как минимум один представитель сильного пола. На всю Беларусь есть только один мужчина-воспитатель в деревне в Гомельской области.
Кстати, о Германии. Там регулярно проходит особенный праздник Boys" Day (День юношей). Он организован, прежде всего, для того, чтобы помочь парням в профессиональной ориентации, точнее, в выборе профессий в социальной сфере. Как, например, выбрал Кристоф Зенковский, который решил выучиться на воспитателя, и сейчас стажируется в группе продленного дня одной из боннских школ.
«Я проходил школьную практику в детском саду и понял, что работа с детьми мне очень нравится, и что я умею находить к ним подход», - рассказывает Кристоф.
Во время практики в детском саду он был единственным мужчиной среди коллег-женщин. В своей группе в профессиональном училище он тоже - единственный парень. Кристоф уверен, что мужчины не хуже женщин могут овладеть профессией воспитателя. Того же мнения придерживается и федеральный министр по делам семьи и престарелых, женщин и молодежи Кристина Шредер, которой принадлежит инициатива проведения Дня юношей. Кстати, в немецком Boys" Day принимают участие и соседние с Германией страны, такие как Польша, Чехия и Люксембург.
Для будущих воспитателей и социальных работников практические навыки в дошкольных или учебных заведениях трудно переоценить, считает Кристоф. «Надо уметь сопереживать и понимать детей», - подчеркивает он. Это - главные предпосылки для начинающего воспитателя.
В боннской школе, в которой Кристоф проходит практику, работает еще один мужчина - Патрик Гезель. Он выполняет функции руководителя группы продленного дня, воспитателем он работает уже четыре года. Почему профессия воспитателя не пользуется спросом у мужчин? У Патрика есть объяснение.
Вместе с Патриком учились несколько парней. Но он единственный, кто работает с детьми младших классов. Его коллеги предпочли работу в детских домах, потому что зарплата там намного выше, чем в школах и детских садах. «Для многих финансовый аспект играет главную роль. К сожалению, оплата труда в дошкольных и школьных учреждениях оставляет желать лучшего», - сетует руководитель группы продленного дня.
Нередко именно причины финансового характера заставляют мужчин выбирать технические профессии, в то время как в социальной сфере остаются работать в основном женщины. Что касается Кристофа Зенковского, то он намерен и дальше работать с детьми, но не только в роли воспитателя. Он готовится к учебе в университете по специальности «социальная педагогика».
Мизерная зарплата -один из главных повод не работать воспитателем в детском саду. Ведь в обществе принято считать, что именно мужчина должен содержать семью. А как ее содержать на зарплату воспитателя? Уважающий себя представитель сильного пола, как бы ни любил детей, за крохи работать не будет. Да и мнение окружающих играет немалую роль.
Кроме того, мужчина-воспитатель вызывает недоумение у окружающих: что с ним не так? Может, он извращенец? Да-да, именно такие слова можно услышать!
Есть знакомый мужчина, которому очень нравится проводить время с детьми: рисовать, бегать, устраивать театральные постановки, рассказывать сказки. Но даже на детской площадке молодые мамы отгоняют его от детей со словами «Что тебе надо от моего ребенка? Смотрите, тут ненормальный к детям пристает!»
Мнение мам насчет мужчин-воспитателей, как правило, сводится к такому: сына отдам, дочь ни за что! А зря. В Японии, к примеру, дети воспитываются по очереди женщинами и мужчинами.
Во-первых, так ребенок не привязывается к одному человеку.
Во-вторых, он получает опыт общения с представителями разных полов и различного воспитания. Согласитесь, что женщины более эмоциональны и не всегда сдержанны, мужчины же рациональны и стойки.
Любой конфликт «усатый нянь» сможет уладить без особых усилий. Даже в обычной семье дети чаще слушаются пап, а не мам.
В детском саду дети проводят большую часть времени, там они в основном перенимают стиль поведения и формируют свое отношение к жизни. Воспитатель-женщина в основном и чаще всего показывает женское поведение. Мальчики и девочки подражают именно ей.
Хорошо, когда папа в семье принимает участие в воспитании детей, но психологи уверяют, что этого недостаточно. Для мальчиков общение с мужчиной-воспитателем особенно ценно, ведь в нашем обществе и так засилье женской опеки.
Именно педагог-мужчина может стать хорошим примером для малышей, которых воспитывают одни мамы или которые растут в неблагополучной среде.
Воспитатель восполнит общение с ребенком, научит мужским качествам: смелости, решительности, выносливости, твердости, рыцарскому отношению к женщинам, привьет любовь к спорту. Вариантов много. Но пока это только мечты. Таким детям в лучшем случае повезет найти пример в ближайшем окружении дедушек и знакомых или же в тренере в спортивной секции.
Получается, воспитатели-мужчины не просто - хороши, они даже необходимы!
А есть ли сегодня в Нижнем Новгороде и области молодые люди и мужчины, которые хотели бы стать воспитателями в детском саду? Может, если мы - читатели сайта, родители детей, просто нижегородцы, поддержим их желание и стремление своими комментариями к этой статье, то и в нашем городе появится свой «усатый нянь», который подаст пример другим. Это было бы здорово!
Не мужское это дело - малышей воспитывать! Это миф с успехом развенчивают так называемые "усатые няни". Представители сильного пола, которые выбрали эту профессию, уверены, что возиться с дошколятами не только могут, но и должны именно мужчины.
Он вместе с ними делает зарядку, разбрасывает игрушки, и бегает по всей группе. Не Иван Анатольевич - для них просто Ваня. Такой же, только на 20 с лишним лет старше. Друг для каждого маленького человечка, знающий их едва ли не лучше собственных родителей.
Иван пришел в ясельную группу ростовского детского сада 5 лет назад - подменить ушедшую в декрет воспитательницу. С тех пор успел вынянчить две сотни малышей, часто выслушивая при этом, что занимается не своей, женской работой. Впрочем, на то, какая работа женская, а какая нет, молодой и пока еще не женатый воспитатель имеет собственное мнение.
"Не женская профессия сталевар, женщина-сталевар - это ужасно. Мужчина - воспитатель - это неплохо", - считает Иван Панов.
"Я как-то поначалу стеснялся, что мужчина и вдруг работает в детском саду. А потом вот есть педагоги-мужчины: Сухомлинский, Бенджамин Спок, Макаренко, Ушинский - вон их сколько много. А вот про женщин не очень-то известно", - говорит Сергей Шепелев.
Выпускник Института культуры, петербуржец Сергей Шепелев, пришел в детский сад с расчетом "переждать", пока не найдет другое место работы. Думал, что месяца на три. С тех пор прошло уже 7 лет.
Своих детей у Сергея нет. Пока. В этом году он собирается жениться. Рассказывает, что очень долго не мог признаться своей невесте, кем он работает. А потом собрался с духом и объявил.
"Она к этому относится очень даже неплохо. Говорит, что повезет, значит, нашим детям", - рассказывает Сергей Шепелев.
Играет на баяне, поет и танцует, вместе со своими ребятишками участвует во всех конкурсах. В отделе образования города не просто довольны его работой - считают Сергея одним из лучших воспитателей Петербурга. Да и с коллективом ему повезло - поняли, приняли, любят и уважают.
"Отзывчивый очень. Помогает нам в нашем женском коллективе. Родители очень довольны, дети очень любят и всегда ждут его смену", - говорит директор детского сада Наталья Меркулова.
В отличие от других, отец двоих детей Святослав Почкаев пришел работать в детский сад не случайно, вполне осознанно. Так в городе Тверь появился свой "усатый нянь".
"Это человек слова. Спокойный, надежный, отношение к нему, как к папе. Здесь дети слушают воспитателя с одного слова. Он два раза не повторяет", - рассказывает заведующая детским садом Маргарита Федорова.
Это теперь, спустя годы, все хорошо. А когда Святослав Почкаев только пришел сюда работать, все было иначе, говорит заведующая детским садом. И женский коллектив его принял не слишком тепло, да и родители к нему отнеслись с опаской.
Говорили, не вытерпит - сбежит. А он остался. И на вопрос, как кормит свою семью на скромную зарплату воспитателя, лишь улыбается. Считает, что занимается делом всей своей жизни.
"Работать - это одно. А работать и получать от этого какую-то отдачу, понимать, что твои дни проходят не просто так - ради этого и живем", - считает Святослав Почкаев.
И все же пока мужчина-воспитатель - это, скорее, исключение, чем правило. Смельчаки, ломающие сегодня эти стереотипы, заявляют: настоящий мужчина женской работы не боится.
Александр Недошивин
«Мужчина-воспитатель»
В районе Стройгородок, подлежащем выселению, на окраине города по адресу переулок Ломоносова 8 располагается процветающий детский сад. Уютное здание, аккуратная, ухоженная территория МБДОУ Детский сад № 8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников. Несмотря на бытующие уже в течение восьми лет слухи о переводе детского сада в другой район, сотрудники не перестают благоустраивать территорию и о результатах их трудов, вы можете судить по фотографиям. Так же в этом образовательном учреждении работают воспитатели высших и первых категорий. Семьдесят пять воспитанников из разных районов города, поделены на четыре группы. Часто работникам детского сада № 8 говорят : «Вот все у вас хорошо. Вас бы взять вместе со зданием и территорией и перенести куда-нибудь в центр города».
Этот сад необычен по нескольким причинам. Во-первых, он процветает в районе, в котором с каждым днем все меньше и меньше жителей. А, во-вторых, потому что именно в нем работает единственный в нашем городе, да, пожалуй, и в области дошкольного образования, мужчина воспитатель . Выпускник этого же детского сада Александр Александрович Недошивин. Воспитатель первой категории с десятилетним стажем. Кроме того в этом детском саду около 60% детей живут в неполных семьях и именно Александр Александрович по мере сил восполняет недостаток мужского внимания в мальчиках из неполных семей.
Чужих детей не бывает.
Александр, почему Вы выбрали профессию воспитателя столь необычную для мужчины ?
Во-первых, я пошел по стопам мамы. Во-вторых, в школе я был чистым гуманитарием, человеком творческим. А, в-третьих, и это, наверное, самое главное мне обидно, что в образовании очень мало мужчин . А воспитывать нужно и мальчиков и девочек. Есть, конечно, женщины с мужским характером, которые могут сформировать из мальчика мужчину , но их мало. Да и все-таки это задача мужчины . Поэтому вопроса в выборе профессии после окончания школы передо мной не стояло вообще.
Попутный вопрос, как Вы считаете, почему мужчины не идут в образование?
Потому что мы привыкли, что мужчина – это добытчик , производитель, охотник, а женщина - хранительница очага, воспитатель. Многие мужчины просто недооценивают свою роль в воспитании детей, особенно мальчиков.
Где вы учились? Где начинали работать?
Я окончил школу № 5 г. Осинники, Новокузнецкий педагогический колледж № 2, затем КузГПА. В студенческие годы подрабатывал воспитателем и психологом в детском саду № 8, а профессиональную карьеру начал педагогом-психологом в школе № 50 г. Новокузнецка.
В чем заключается Ваша работа?
Я работаю старшим воспитателем на 0,5 ставки. Моя работа заключается в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ : методическая помощь коллегам; консультации для родителей по вопросам воспитания; и на полставки работаю воспитателем с детьми.
Дети после выпуска часто в гости приходят?
Я бы сказал не просто часто, а регулярно. Очень многие дети после окончания детского сада идут учиться в школу № 16. Мы вообще с этой школой, так сказать, дружим. Кроме того, что преемственность детей, так еще и постоянный обмен опытом.
Что главное в Вашей работе с детьми и коллегами?
Детям нравится общаться с сильной половиной человечества, а родители – за семейную обстановку в детском саду. Стараюсь восполнить пробел в недостатке мужского внимания в работе с детьми.
В нашем саду работают воспитатели : Ольга Дмитриевна Щербакова, Светлана Александровна Филинская, Ольга Николаевна Леонова. Эти педагоги мастера своего дела, у них большой опыт, талантливы, постоянно растут и повышают свою квалификацию, поэтому чтобы быть на высоте и выглядеть в их глазах профессионалом, приходится постоянно работать над собой.
Хотелось бы отметить моего наставника директора методического центра Ольгу Васильевну Лунцову, которая помогает в вопросах организации методической работы.
Как вы находите общий язык с детьми? Возникают ли трудности?
У меня не возникает трудностей в общении с детьми, так как я психолог и могу подобрать ключик к любому ребенку.
С каждым ребенком можно наладить контакт, если воспринять его таким, какой он есть. Всегда нужно помнить, что чужих детей не бывает и, если ты с ними работаешь, они и твои тоже.
Каким должен быть человек, чтобы ладить с детьми?
Искренним, естественным. Дети тонко чувствуют фальшь. Человек должен жить по человеческим законам добра и милосердия вне зависимости от религиозных убеждений, то есть относиться к другим людям так, как хотел бы, чтобы люди относились к нему.
Как вы поощряете и наказываете детей?
Никак не наказываю. Я противник физического и психического насилия над личностью ребёнка. Самое важное донести до ребенка последствия его проступка (сказкотерапия – перенос поступков детей на сказочных персонажей) . Сказкотерапия является более эффективным средством, чем нравоучения и наказания. А поощрять…. Чутким отношением к детям, проявлением искренней любви и заботы о детях.
Что вы понимаете под образовательной деятельностью?
Это социализация ребенка. Формирование всестороннее развитой личности.
Ходят слухи, что ваш детский сад собираются перевозить в другое место? Как вы к этому относитесь?
Эти слухи давно ходят. Мы уже привыкли к ним. Детский сад - это, прежде всего коллектив. И мне важно, чтобы он развивался и совершенствовался. Между педагогами у нас очень теплые отношения. Можно сказать полная идиллия, а люди с плохими мыслями у нас не уживаются. Причем не мы их выживаем, а они сами понимают, что лишние и уходят. Мне важно, чтобы эти отношения сохранялись в любой ситуации.
Главное, чтобы детям было комфортно в детском саду и их окружали любящие педагоги, а родители не беспокоились за своих детей находящихся в детском саду. Неважно где стоит детский сад, важно какие люди в нём работают.
Очень просто. Для уважаемых коллег ничего не жалко, а творчества мне не занимать.
Расскажите какие-нибудь забавные случаи, связанные с детьми? Наверняка их накопилось много за 10 лет работы.
Вот именно за 10 лет их было столько, что их уже воспринимаешь как должное. Дети вообще всегда особенные стоит только понаблюдать. Я думаю, что дети – это самое интересное, что есть в мире.
Поговорим о жизни.
Ваше жизненное кредо?
Самое главное поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Найти общий язык можно с любым человеком, если относиться к нему по-доброму.
Вам бы хотелось что-нибудь изменить в мире, в людях? Если да, то что?
Людей менять не надо, надо их воспринимать такими, какие они есть. А в мире…. мне хотелось бы, чтобы мир стал добрее, чище, поменьше всякого разврата. Это всё ведь в первую очередь отражается на детях, а они – трансляторы того, что происходит в семье, в обществе. Если дети не видят хороших примеров для подражания, кем они вырастут? А ведь это наше с вами будущее.
Ваше отношение к закону о СМИ?
Положительное. Государство призадумалось о воспитании детей. Мне, например, очень нравятся детские браузеры. Моя семилетняя дочь «дружит с интернетом» и, благодаря детским браузерам, я не боюсь, что она увидит или прочитает в Интернете что-то, что не соответствует её возрасту.
О чем Вы думаете, идя на работу?
Стараюсь настроиться на рабочий лад. Составить план работы, что нужно сделать, с кем поговорить, чтобы ничего не упустить.
А возвращаясь, домой?
Всё связанное с работой оставляю на работе. Ни в коем случае не несу домой плохое настроение, если оно и случается. Работа – это работа, а семья – это семья и они недолжны друг на друга влиять.
У Вас есть хобби?
Я предпочитаю спорт. Коллектив нашего сада участвует в ежегодных соревнованиях среди работников образовательных учреждений по волейболу, в этом году мы заняли почётное четвёртое место по городу. А также в турслетах, соревнованиях по плаванию среди работников образовательных учреждений.
А семьей мы очень любим выезды на природу.
Любимые книги? Фильмы?
Очень люблю фильмы Василия Макаровича Шукшина. А книги читаю в основном только профессиональные, так как необходимо быть всегда в курсе новых тенденций.
Решая проблемы, вы руководствуетесь интуицией или всё тщательно обдумываете?
Скорее интуитивно. Опираясь, конечно, на жизненный опыт и психологические знания.
Вы по характеры оптимист, пессимист или реалист?
Я реалист склонный к оптимизму. Не склонен идеализировать окружающую среду, но верю, что в конечном итоге всё будет хорошо. Время всё расставит по местам.
Что вас радует ежедневно?
Общение с людьми. Даже если оно изначально негативно, то все-таки приводит к позитиву. Если человек льёт на тебя негатив, это не значит, что он плохой, просто у него в данный момент такое о тебе мнение и в твоих силах это исправить.
Вы счастливый человек?
Да, вполне. Для этого у меня есть всё: жена, дети, родители, работа.
Ваше самое приятное воспоминание?
Их много. Это радостные события, связанные с женой и детьми. Я довольно часто уезжаю в командировки и мысль о том, что тебя ждут жена, и дети всегда радует.
Охарактеризуйте себя тремя прилагательными?
Творческий – это, пожалуй, основа моей работы.
Коммуникабельный – без этого тоже никуда.
Человек, занимающий активную жизненную позицию.
Как вы выстраиваете отношения с людьми?
Я стараюсь ко всем относиться хорошо. Если мне что-то в человеке не нравится, я стараюсь сказать ему об этом, конечно, в тактичной форме. Обычно мои слова воспринимают нормально. Наверное, поэтому у меня достаточно друзей. Человека всегда нужно воспринимать таким, какой он есть, не навешивая ярлыков.
Как вы относитесь к юмору?
Без оптимизма в нашем образовании делать нечего и без юмора, конечно тоже. Но юмор должен быть добрым, без сарказма. Да и шутить лучше только с теми, кого знаешь.
Есть ли у вас ощущение своей миссии на Земле? Если да, то какой?
Я простой человек. Но я стремлюсь сделать всё, чтобы людям было хорошо особенно детям.