Кроссоверы и внедорожники
новинки, обзоры, тест-драйвы, сравнение

Тише едешь – дальше… застрянешь


Коробка передач с понижающей передачей

Коробка передач с понижающей передачей

Как известно всем любителям внедорожников, подлинная «крутизна» этого класса автомобилей измеряется расстоянием, которое надо пройти, чтобы найти трактор, способный извлечь увлекшийся джип или кроссовер из непреодоленной неровности земной коры. Одним из способов увеличения этого расстояния является наличие в трансмиссии понижающей передачи.
Понижающей называют дополнительную передачу, которая уменьшает число оборотов колес при постоянных оборотах двигателя. Конструктивно она обычно устанавливается в раздаточную коробку, распределяющую крутящий момент от двигателя на передние и задние колеса.

Для чего понижать передачу?

Внедорожники с понижающей передачейЧтобы разобраться, для чего нужна понижающая передача, придется сначала обратиться к характеристикам двигателей. Даже далекие от техники автовладельцы знают, что максимальную мощность, развиваемую мотором, документируют при определенном числе оборотов коленчатого вала. Причина в том, что и мощность и величина крутящего момента у двигателя зависят от оборотов. Коробки переключения передач конструируют таким образом, чтобы двигатель мог оптимально отдавать свою мощность как при трогании с места и медленном движении, так и на высоких скоростях.
Чтобы тронуться с места на твердом покрытии большая мощность не требуется. Поэтому первая передача имеет такое передаточное отношение, которое обеспечивает уверенный старт и медленное движение при оборотах чуть выше холостых. Максимальную мощность двигатели разных производителей развивают при 3-6 тысячах оборотов. На первой это соответствует уже относительно высокой скорости. В результате может не хватить мощности для крутого подъема или на поверхности, оказывающей сопротивление движению (снег, грязь, песок, вода). Если «раскрутить» двигатель до 5 тысяч, чтобы добавить крутящего момента, то коробка передач высокие обороты передаст и колесам, которые начнут буксовать. А может случиться, что скорость в 10-15 км/ч уже становится не безопасной, если дорога изобилует камнями, ямами, риском соскальзывания с обрыва и т.д. Во всех подобных случаях помощником становится понижающая передача в раздаточной коробке.

Пониженная или понижающая?

Пониженная или понижающая передача?

Пониженная или понижающая передача?

Автолюбители не часто утруждают себя точностью формулировок. Чаще всего можно услышать «включил (воткнул, врубил, подключил…) пониженную и вперед!». Как же правильно: «пониженная» передача или «понижающая»? Зависит от контекста. «Пониженная» – означат «та, которая ниже других». «Понижающая» — «та, которая понижает». Если подразумевается включение в работу конкретного механизма (пары зубчатых колес, например) для передачи вращения с уменьшением числа оборотов, правильно употреблять термин «понижающая». Если же речь идет о переключении на передачу, имеющую максимальное передаточное отношение, т.е. максимально снижающую частоту вращения, созданного двигателем и передаваемого на колеса элементами трансмиссии, то термин «пониженная» вполне уместен. Итак, переключение просто на первую со второй должно называться включением пониженной передачи, а перевод рычага раздаточной коробки «Нивы» в переднее положение – включением понижающей передачи.
Раздаточная коробка, включающая в себе понижающую передачу, делает внедорожник тяжелее, сложнее, дороже. Поэтому при разработке внедорожников «эконом-класса» конструкторы стараются сэкономить, находя иные решения. Первый пример можно увидеть в удивительном, но ушедшим в историю советском компактном внедорожнике – ЛуАЗе. Его трансмиссия вообще не включает раздаточную коробку. ЛуАЗ – переднеприводный автомобиль. Подключение вала отбора мощности на редуктор заднего моста происходит в КПП, в картере понижающей передачи. Такая схема позволяет сэкономить металл, массу, место, но имеет и свой недостаток. Понижение работает только при движении вперед. Зато как работает! С двигателем всего в 40 л.с. «лунтик» может двигаться по грязи со скоростью усталого пешехода. Если колеса забуксовали, водитель может не останавливаясь выйти, подтолкнуть своего «конька-горбунка», спокойно вытереть руки и, не торопясь, догнать машину и сесть в нее.

Лидеры бездорожья с понижающей передачей

Начнем с отечественных внедорожников. УАЗ может иметь разное передаточное число в первой передаче, в зависимости от марки коробки:

  • «Ульяновская» 3,78
  • «Арзамас» 3,62
  • «Dymos» 4,155
  • «АДС-Китай» 3,83

В сочетании с понижающей обороты в 1,95 раздаткой это дает общее ПЧ от 7,1 до 8,1. Маловато для мотора, не обладающего высокой мощностью. Поэтому тюнинговые ателье предлагают модифицировать раздаточную коробку, устанавливая другие шестерни. В результате достигаются передаточные отношения 2,89; 3,37 и 3,80. А это уже общее ПЧ до 15,8, что позволяет крутить в грязи колеса гораздо больше, чем штатные.

Внедорожник с понижающей передачей ЛуАЗ 969М

Внедорожник с понижающей передачей ЛуАЗ 969М

У подзабытого компактного вездеходика ЛуАЗ 969М передаточное число понижающей — 7,2. Казалось бы, немного, особенно в сочетании со слабеньким двигателем. Но если учесть, дополнительное понижение в колесных редукторах (от 1,294 до 2,0), то получается весьма внушительное значение – до 14,4. Поэтому слегка модернизированный «чумазик» на бездорожье порой составляет серьезную конкуренцию более мощным внедорожникам. А вот передаточное число задней передачи всего 4,156. Поэтому выехать задним ходом из засады, куда смог добраться благодаря понижайке, удается не всегда.

Консервативные англичане не балуют поклонников Лендроверов богатым выбором передаточных отношений. У Дефендера трансмиссия оптимизирована под бездорожье таки образом, что третья пониженная у него примерно равна первой прямой, тогда как у большинства аналогов одинаковая тяга достигается на второй пониженной и первой прямой. А Дискавери, имеющий очень мощный двигатель на понижайке с ПЧ 2,93 обеспечивает тягу вполне сопоставимую с гусеничным трактором.

Внедорожник с понижающей передачей Nissan Patrol

Внедорожник с понижающей передачей Nissan Patrol

Более гибкая японская инженерная мысль знаменитый Nissan Patrol оснастила несколькими вариантами раздаточной коробки. Передаточное отношение в ней может быть от 2,01 в стандартных комплектациях до 7,55 в раздатке Marks 4WD Adaptors. Правда цена последней равна стоимости потрепанного УАЗа или ЛуАЗика в хорошем состоянии. Вечные конкуренты Патруля от Тойоты и Мицубиши тоже, естественно, увеличивают проходимость понижающими передачами, как правило с двукратным понижением.
Кроссоверы, претендующие на звание внедорожника
Поскольку наличие понижающей передачи считают одним из непременных атрибутов внедорожников, то установку этого узла в кроссовер следует расценивать как претензии на офф-роад. Посмотрим, насколько они оправданы.

Самым известным и первым в мире кроссовером, оснащенным понижающей передачей следует считать нашу «Ниву» (начиная с ВАЗ 2121).

Кроссовер с понижающей передачей Chevrolet Niva

Кроссовер с понижающей передачей Chevrolet Niva

Производители ее последней реинкарнации – Chevrolet Niva – даже самонадеянно относят этот замечательный кроссовер к рангу внедорожников. Поддаваться на такие заявления не стоит. Для постоянной эксплуатации на бездорожье у нее слишком «легковые» и кузов, и агрегаты. Но проходимость безусловно заслуживает уважения, в том числе благодаря понижающей передаче, которая компенсирует недостаточную мощность двигателя. Раздатка у «Нивы» хитрая. Передаточное число в «прямой» передаче не 1, а 1,2 что компенсирует большую на 20% чем у ВАЗ 2106 массу машины, оснащенной обычным «шестерочным» мотором. Если же включена пониженная (ПЧ=2,135), то общее передаточное число коробки и раздатки составляет 7,83. Существенно меньше, чем у ЛуАЗа (включая колесные редуктора), но близко к стоковому УАЗу. В порядке тюнинга фанаты бездорожья в Ниве меняют шестерни не в раздаточной коробке, а в главной паре, куда подходит комплект от ВАЗ 2101.
Другой претендент на звание первого кроссовера – RAV4 понижающей передачи не имеет, но за счет более мощного двигателя в некоторых ситуациях конкурирует с Нивой. А вот Subaru Forester получил имя, которое можно перевести как Лесник Стожары (для тех, кто уже не проходил в школе астрономию, Стожары, они же Плеяды по-гречески, они же Субару по-японски – созвездие такое) вполне заслуженно. Хотя и разработан кроссовер на базе сугубо асфальтовой Импрезы, он аргументирует свое лесное название понижающей передачей на версиях с МКПП.

По бездорожью без понижающей

Внедорожник с понижающей передачей KIA Sorento

Внедорожник с понижающей передачей KIA Sorento

В последние годы тенденция к росту цивилизованности внедорожников и кроссоверов приобретает размах, удручающий бывалых джиперов. Настоящие внедорожники гонятся за комфортом, что приводит к росту их цены, а зачастую и к уменьшению проходимости и сближению с кроссоверами. Кроссоверы в свою очередь все больше сближаются с машинами для асфальта. Рамных внедорожников практически не осталось. Многие расстаются и с понижающими передачами. Вслед за флагманами облегчаются и другие внедорожники. Так без понижающей передачи остался с 2009 г и KIA Sorento. Что уж тогда говорить о кроссоверах!
Porsche Cayenne S с 6-ступенчатой коробкой Tiptronic S имеет понижающую передачу, но с 2010 г Porsche 958 Cayenne получил новую версию Типтроника уже с 8 ступенями, но без понижайки. Конструкторы Audi Q7 тоже отказались от понижающей передачи. Просматривается общая тенденция, парадокс которой иллюстрирует «спиральный» характер развития. Современные кроссоверы, точнее та их часть, которая имеет некоторые претензии на звание внедорожника, просто дополняются 1-2 ступенями в коробке передач. Трансмиссия вполне «бюджетного» Рено Дастера сконструирована так, что трогаться на асфальте лучше со второй передачи, а первую оставить для движения по сомнительным дорогам.
Собственно, их конструкторы повторяют ход мысли разработчиков ЛуАЗа. Только с другими задачами. Покупателя склоняют больше платить за комфорт, чем за возможности автомобиля. Наверное, это реальное изменение потребностей основной массы автолюбителей. А для истинных ценителей свободного перемещения по направлениям остаются неубиваемые простые машины прошлого века и внедорожные суперкары века нового.

Автор: Alex

Комментарии (2) к записи «Тише едешь – дальше… застрянешь»
  1. Владимир 3 июня 2015 в 20:23

    Хрюкает, но едет! Что же нельзя сделать так чтобы ничего не щелкало, не внушает доверия, сколько он может щелкнуть. Просто Щелкунчик а не Патриот!!!

  2. Иван 6 сентября 2015 в 00:12

    Спасибо за внятное и развернутое объяснение.

Яндекс.Метрика