Кроссоверы и внедорожники
новинки, обзоры, тест-драйвы, сравнение

Джип – он в голове!


Езда на внедорожнике по бездорожью

Езда на внедорожнике по бездорожью

«Джип – он вот здесь!» – сказал охотник и грибник Олег, постучав потемневшим от постоянной работы в лесу пальцем по прогрессирующей залысине. Действительно, внедорожники по бездорожью не сами по себе перемещаются, а под управлением водителя. И трудно не поверить человеку, родившемуся и прожившему больше сорока лет на опушке леса в глухой предгорной станице, если на стареньком автомобиле «Москвич-2140» он проезжал там, где застревали «Нивы» и УАЗы. Поэтому, прежде чем утраивать тест-драйв своего внедорожника, есть смысл немного познакомиться со способами преодоления препятствий.

Не зная брода, не… форсируй реку

На внедорожнике вброд

На внедорожнике вброд

Начнем с преодоления водных преград. И не только потому, что они нередко пересекают пути внедорожников. Преодоление водоемов – самый непредсказуемый и опасный элемент движения по бездорожью. Конечно, неприятно засесть где-то в грязи, увязнуть в песке или разбить подвеску на камнях, но водные преграды – особая статья. Неосмотрительные действия на броду без подготовки приводят к опасности гидроудара в двигателе, потери внедорожника целиком и даже к риску для жизни водителя.
Если дно не просматривается, или нет очевидных следов недавнего успешного прохождения брода другими машинами, нужно пройти брод пешком, ощупывая дно палкой. В большинстве случаев там, где не пройдет вброд человек, не проедет и внедорожник. Исключения могут быть для тяжелых машин после специальной подготовки. На современных внедорожниках, напичканных электроникой, не рекомендуется превышать максимальную глубину брода, заявленную производителем. У более простых машин существует определенный запас. По стоячей воде стандартная нива задним ходом может успешно преодолеть метровую глубину даже без шнорхеля. Важно выбрать правильную скорость движения. При въезде в воду следует плавно увеличивать газ и держать его так, чтобы образовывалась устойчивая волна с гребнем на расстоянии 0,5-1 м от капота. Тогда двигатель и система зажигания будут находиться в водяной «яме».
При переправе через горную реку есть свои особенности. Предварительно нужно посмотреть, насколько опасны места, в которые внедорожник может унести течение. Если ниже хотя бы небольшой водопад, то от рискованной переправы лучше отказаться. Траекторию движения старайтесь выбирать так, чтобы передние колеса были выше по течению, чем задние. Этот прием позволяет уменьшить риск сноса. Если течение все же подхватило автомобиль, слегка приоткройте дверь, чтобы притопить его. Возможно, колеса еще зацепятся за дно и вынесут вас на берег. Если нет, то остается закрыть дверь и надеяться на лучшее. Выбираться придется только после остановки внедорожника на отмели, пороге либо на дне омута.
Если переправа происходит при сильном морозе (ниже – 25 градусов), то после выезда на берег ни в коем случае нельзя сразу останавливаться и даже резко сбрасывать скорость или притормаживать. Нужно проехать хотя бы несколько десятков метров, иначе тормозные колодки моментально прихватит к дискам (барабанам). На бездорожье вряд ли под рукой найдется тепловая пушка или мощный строительный фен. А отогревать колеса паяльной лампой или газовой горелкой – удовольствие сомнительное.

Мягкому грунту мягкие колеса

На внедорожнике по мягкому грунту

На внедорожнике по мягкому грунту

Во многих случаях повышению проходимости на бездорожье способствует снижение давления воздуха в шинах. Этот простейший прием подготовки внедорожника работает на снегу, в болотистой местности и на песке. За счет большей площади пятна контакта колеса с грунтом уменьшается давление на поверхность, колесо не так глубоко погружается, а в зацепление с грунтом входит большее число шашек протектора. В результате колеса реже пробуксовывают.
Короткий участок непрочного грунта (заболоченный луг или разъезженный участок грунтовой дороги) можно проехать «ходом», т.е. не снижая скорости, используя инерцию машины. Если участок достаточно длинный, то инерция постепенно гасится и начинается пробуксовка колес. При наличии твердой подстилающей поверхности (например, на старой гравийке) пробусовка не страшна. Протектор внедорожника зацепится и вытянет, но если дорога грунтовая, то машина быстро «сядет на мосты». Поэтому двигаться по грунту, мягкому на глубину больше клиренса, нужно на минимальных оборотах.
Рекомендации приспускать колеса на внедорожниках при езде по бездорожью хорошо известны, но нужно помнить и об исключениях. При езде по каменистой местности, напротив, давление в шинах надо поднимать до максимально высокого уровня. Это убережет резину (особенно – мягкую импортную) от порезов острыми камнями и избавит от нескольких лишних ударов защитой о крупные камни, добавив пару сантиметров клиренса.

Подъем, траверс, спуск

На внедорожнике вгору

На внедорожнике вгору

Крутые короткие подъемы лучше проходить после предварительной разведки. Кто его знает, что там за перегибом! Требуется немалый опыт, чтобы выбрать правильную передачу с учетом крутизны, состояния грунта и особенностей конкретного внедорожника. Переключать передачу на подъеме крайне нежелательно. По хорошо держащему твердому грунту при наличии мощного двигателя можно подняться и на самой нижней передаче «внатяг», но такая возможность представляется не часто. Обычно приходится брать подъемы с разгона. Если попытка не удалась, а крутизна склона больше допустимого угла бокового крена, то важно спуститься по «линии падения воды». Причем спускаться надо на задней передаче, тормозя двигателем. Иначе велик риск «встать на уши», поскольку передняя часть внедорожника с тяжелым двигателем при спуске на тормозах будет стремиться развернуть автомобиль.
Траверсировать склон с крутизной близкой к предельному углу бокового крена стоит лишь в крайних случаях и на минимальной скорости. При этом неплохо, чтобы перед автомобилем шел штурман, контролировал положение верхних колес и даже убирал из под них камни.
Из вариантов спуска нужно выбрать наиболее пологий, но исключающий значительный боковой крен. Вероятность опрокидывания меньше, чем при спуске внедорожников задним ходом, но тоже существует. Занос автомобиля может быть спровоцирован резким торможением, поэтому надо стремиться к торможению только двигателем, выбрав правильную передачу.

Автор: Alex

Яндекс.Метрика