Кроссоверы и внедорожники
новинки, обзоры, тест-драйвы, сравнение

Что надо знать о прокачке внедорожника


Прокачка внедорожника

Прокачка внедорожника

Поговорку о том, что чем круче джип, тем дальше идти за трактором слышали, наверное, все водители внедорожников. Некоторым автолюбителям слышать недостаточно, хочется испытать на собственном опыте. Поскольку возможности внедорожников в том, состоянии, в котором они выходят с конвейера, не устраивают истинных любителей приключений, начинается то, что геймеры называют «прокачкой». В редких случаях строят с нуля самодельный внедорожник. Обычно за основу берется заводской автомобиль с достаточным резервом возможностей. Реконструкции подвергают как внедорожники, так и кроссоверы. Предпочтение отдают весьма пожившим автомобилям, но иногда занимаются прокачкой новых. Иногда даже в заводских условиях. Так фирма «Бронто» на базе «Нивы» (простите, господа из GM – на базе Лады 4х4!) серийно выпускает внедорожники «Рысь», в конструкции которых собран богатый опыт гаражных «кулибиных».

Клиренса много не бывает

Клиренс внедорожника

Клиренс внедорожника

Как правило, первым делом джипер, готовящий свою машину к серьезному бездорожью, старается увеличить дорожный просвет автомобиля. Простейший способ без вмешательства в конструкцию – просто установка колес, диаметр которых больше штатных. Таким способом больше 2-3 см клиренса прибавить не удается. Максимум, что удается сделать – это поставить на Ниву резину от полноприводной «Газели» К-139 или на ЛуАЗ – нивовскую ВЛИ-5. В последнем случае придется подрегулировать ограничение угла поворота колес и увеличить жесткость и без того малокомфортной торсионной подвески. Диаметр колеса ограничивают колесные арки, за которые шины, вроде бы вставшие хорошо на ровном месте, будут цепляться при поворотах и движении по ухабам.
Для того, чтобы значительно увеличить диаметр колес приходится несколько изменять кузов и подвеску. Комплекс работ в этом направлении получил собственное наименование – лифтовка или лифтинг. Для автомобилей с несущим кузовом простейший лифтинг заключается в установке специальных самодельных или заводских проставок под пружины. Для «Нивы» и ее импорных аналогов таким образом можно прибавить около 5 см дорожного просвета. Больший лифт вызывает проблемы, связанные с нарушением оптимальных углов приводов и элементов подвески.
Способы лифтовки рамных внедорожников гораздо разнообразнее. Более простой – лифт кузова – аналогичен увеличению клиренса машин с несущим кузовом. При этом рама остается на той же высоте по отношению к оси колес, но поднятый кузов позволяет установить колеса гораздо большего диаметра.
Гораздо сложнее и дороже лифт подвески. В этом случае потребуется замена многих деталей. Зато и эффект намного выше. Однако нельзя забывать простое правило: чем выше лифт, тем чаще «уши». Таким термином джиперы называют опрокидывание внедорожника. Мол, встал на уши. Следует помнить и еще об одном аспекте безопасности. Часто применяют разные самодельные кронштейны, опоры и другие детали непросчитанной конструкции из непонятного металла. Такого следует избегать, чтобы прокачка внедорожника для покатушек по лесу не закончилась катанием на инвалидном кресле.

Дорабатываем трансмиссию

Трансмиссия внедорожников

Трансмиссия внедорожников

Поставив большие колеса, начинающий джипер, не отягощенный теоретическими знаниями, удивленно замечает, что машина, горделиво поднявшись над асфальтом, трогается с места весьма неохотно. А когда все же тронется, то разгоняется весьма вяло. Что же делать? Менять двигатель на более мощный? К счастью этого не требуется. Поскольку от машины, подготовленной специально для бездорожья, высокой скорости не требуется, то можно изменить передаточное число, чтобы при той же мощности двигателя подать на колеса больший крутящий момент.
В результате даже слабосильный двигатель от «Запорожца» может волочить по грязи ЛуАЗе с полутонной груза, если поставить в бортовые редуктора подходящие пары шестеренок.

Лишнее отрежем, нужное приделаем

Обладатели подготовленных рамных джипов считают кузов расходным материалом и обращаются с ним весьма вольно. Если какая-то деталь негативно сказывается на геометрической проходимости, мешает установке какого-либо приспособления, то она безжалостно отрезается. Спортсмены превращают 5-7 местные внедорожники в двухместные гибриды кабриолета и пикапа. На месте былых пассажиров могут оказаться топливные баки, вынесенные подальше от глиняной жижи радиаторы, сэнд-траки, дополнительные аккумуляторы, задние лебедки, запасная резина, бензопилы, топоры, топаты, хай-джеки и другие необходимые для экстремальных поездок вещи.
Не отстают и те, кто делает внедорожники из машин с несущим кузовом. Автомобили лишаются передних фартуков, штатных бамперов и заводских декоративных порогов, так как они склонны цепляться за неровности пересеченной местности. На месте бамперов появляются силовые элементы из труб и швеллеров с площадками для лебедок. Пороги делаются не для того, чтобы на них удобно вставала женская ножка, а чтобы за них можно было реечным домкратом вырвать машину из жадной ямы с жирной глиной.

Готовимся к броду

Вброд на внедорожнике

Вброд на внедорожнике

В своем штатном состоянии большинство внедорожники не готовы к преодолению глубокого брода. Ну не заботятся об этом автопроизводители, за исключением разве что конструкторов некоторых суперкаров типа Range Rover. Поэтому «спасение утопающих – дело рук самих уто…» нет, самих джиперов, которые не хотят «сесть в лужу» вдали от дома и эвакуаторов. В первую очередь от попадания воды нужно защитить двигатель. Для этого применяют разнообразные шнорхели – от дешевых приспособлений собранных из канализационных труб диаметром 50 мм до заводских комплектов, отличающихся просчитанной геометрией, гармоничным дизайном и неадекватной ценой.
В защите от проникновения воды нуждаются КПП, раздаточные коробки и редуктора внедорожников. Следует внимательно следить за состоянием сальников, а на сапунах закрепить трубки, верхние концы которых выводятся в подкапотное пространство или даже на крышу. Стопроцентную герметичность ступичных подшипников обеспечить не реально, поэтому приходиться просто быть готовым к их более частой замене.
Электрооборудование старых карбюраторных автомобилей относительно устойчиво к воде, современная электроника – гораздо более нежная. Но защита полезна в любом случае. Самые слабые места – контактные разъемы, в которых под действием воды начинается окисление и увеличивается сопротивление. В результате, даже если не происходит короткого замыкания, начинаются большие потери тока столь дефицитного вдали от привычных розеток. Штатные разъемы либо обрабатывают специальными гидрофобными составами, либо меняют на герметичные.

Купить или сделать?

На заре развития джипинга в России (точнее – в СССР), самодельные внедорожники энтузиасты собирали самостоятельно в своих гаражах, разыскивая детали к ним в металлоломе или добывая у знакомых завгаров. В основном повышением проходимости машин занимались сельчане, по необходимости. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поездки горожан по бездорожью из спортивного интереса стали все чаще. А вот возможностей заниматься машиной своими руками в маленьком боксе гаражно-строительного кооператива маловато.
По закону спроса и предложения вслед за тягой горожан к бездорожью, бывшие любители мастерить стали бизнесменами. Продаются готовые комплекты для специальной подготовки автомобилей к внедорожной эксплуатации. Созданы фирмы, занимающиеся повышением проходимости внедорожников профессионально, а иногда и весьма качественно. Появился выбор, собрать самодельный «проходимец» самому или заказать готовое решение.

Автор: Alex

Яндекс.Метрика