Кроссоверы и внедорожники
новинки, обзоры, тест-драйвы, сравнение

Купил внедорожник – купи лебедку: подготовка автомобиля к форс-мажору


лебедки для внедорожниковНеобходимость лебедки для внедорожников обусловлена не только стремлением водителей участвовать в ралли или при преодолении  сложных участков местности: длительные дожди или прохождение тяжелой техники за непродолжительный промежуток времени могут превратить грунтовую дорогу в непроходимое препятствие. И лебёдки – ручные, гидравлические или электрические, стационарные или съемные – являются наиболее эффективным инструментом вернуть транспорту подвижность.

Лебедки: характеристики, виды и особенности

Недостаточно купить понравившуюся лебедку для своего внедорожника – она должна соответствовать весу автомобиля и возможностям двигательной установки. Производители предлагают владельцам транспорта три основных вида этих устройств:

  • механические модели: рабочий барабан работает от двигателя автомобиля или при помощи усилий человека (ручная лебедка для внедорожника)
  • электрические лебёдки: барабан вращается с помощью установленного в корпусе электромотора (энергия мотора лебедки поступает от автомобильного аккумулятора)
  • гидравлические модели: барабан приводится в движение с помощью насос гидроусилителя руля (усилие от насоса к лебедке передается маслом ГУР внедорожника).

Преимущества и недостатки каждого вида лебедок определяется манерой вождения внедорожников и выполняемыми автомобилем задачами.

Механические лебёдки

Механические лебёдкиВ механических лебёдках крутящий момент силовой установки (двигателя) передается лебедке  через вал отбора мощности, который установлен на раздаточной коробке. Для управления барабаном и направления движения троса используются передачи переднего или заднего хода внедорожников и обороты двигателя. Преимущества механических моделей – исключительная надежность. Но есть ограничение при самостоятельной установки такой лебедки для внедорожников: далеко не все модели автомобилей имеют окно, позволяющее установить вал отбора мощности. Например, в российских внедорожниках (Нива и УАЗ) такая возможность установки механических лебедок нет.

Есть проблема в управлении такими моделями: использовать лебёдки в одиночку сложно – за рулем автомобиля должен находиться помощник; при заглушенном  двигателе они превращаются в «безжизненные» инструменты. Но эти модели не требуют дополнительного ухода и обслуживания: достаточно периодически чистить и смазывать механические лебёдки.

Механические ручные лебёдки для внедорожников имеют свои преимущества – с ними справится один человек, а использовать можно независимо от работоспособности силового агрегата.

Вывод: механические модели – для автомобилей, владельцы которых используют транспорт в условиях бездорожья, на сильно пересеченной местности или в условиях полного бездорожья для активного отдыха, путешествий, участия в соревнованиях.

Электрические лебедки

Электрические лебедкиОсновное преимущество электрических моделей – независимость от рабочего состояния двигателя и простота монтажа (по сути, это съемные лебедки для внедорожников). Лебёдки достаточно установить на авто и подключить провода к аккумулятору, и устройство не только готово к эксплуатации, но и поможет вытащить транспорт, например, из реки, когда двигатель залит водой (в механических моделях с работой от двигателя это просто невозможно).

Но есть минусы. Например, при эксплуатации лебёдки в условиях постоянного (длительного) воздействия воды или грязи, она достаточно быстро выйдет из строя. Второй минус – внушительный расход электроэнергии: длительное время такую лебедку использовать не представляется возможным – садится аккумулятор.

Вывод: электрические лебёдки используются только непродолжительное время, не имеют большой ресурс и часто выходят из строя. Не лучший выбор такой лебедки, если владелец внедорожника  предполагает эксплуатировать машину в большинстве случаев на серьезном бездорожье: придется модернизировать систему энергоснабжения – ставить мощный генератор и более энергоемкий аккумулятор (если это не предусматривает выхода за пределы темы бюджетного автомобиля).

Гидравлические лебедки

Гидравлические лебедкиГидравлические модели имеют такую же мощность, как и механические аналоги (не учитываются ручные лебедки для внедорожников), но они более прихотливы к требованиям эксплуатации. Во-первых, нельзя во время работы барабана лебедки поворачивать колеса – масляный насос просто не выдержит дополнительной нагрузки. Вторая особенность – сложность установки таких моделей: необходимо изготавливать уникальные переходники и специальные штуцерные соединения. Гидравлику можно устанавливать только на авто с ГУР-ом, но стоимость установки (оборудования) лебедки зависит от марки и модели автомобиля.

Как и при установке механических моделей,  лебедку на гидравлике можно использовать только при включенном двигателе, но она не потребляет (как электрический аналог) электроэнергию АКБ.

Вывод: гидравлическая лебедка уместна при эксплуатации машины в основном на бездорожье, но, в отличие от лебедки механической, она устанавливается практически на любом современном внедорожнике. Она более надежна при эксплуатации в сравнении с электрическими моделями, но менее функциональна, чем любая ручная лебедка.

Выбор лебедки для автомобиля

Выбор лебедки для автомобиляНедостаточно установить на автомобиль широкие или большие колеса в надежде, что проехать можно любое бездорожье, канаву или реку: автомобиль может выйти из строя в любой момент. Дать совет – как выбрать лебедку для внедорожников – могут профессиональные спортсмены и опытные водители.

Если вы решили выбрать лебедку (электрическую, ручную механическую или гидравлическую), нужно учесть тяговое усилие этого приспособления. Тяга лебедки обязана быть больше веса авто минимум в 1,5 раза с учетом конкретных условий эксплуатации транспорта. Как вариант – если вы не участник изнурительных трофи-рейдов – приобретение слабой и недорогой модели может сэкономить деньги: использование блока снизит скорость работы лебедки, но тяговое усилие увеличится. Если владелец автомобиля вынужден выбрать электрическую модель, стоит учитывать  показатель ампер*часов аккумулятора – от этого будет зависеть продолжительность работы лебедки.

Устанавливается (крепится) лебедка только на раме – ее монтаж на кузове недопустим: устройство крепят спереди или сзади автомобиля, но никак не в центре (при поломке извлечение лебедки из-под машины затруднительно, а контроль процесса намотки троса невозможен). Рекомендуется блок управления устройства (в том числе и ручного) размещать максимально высоко – это защитит лебедку от грязи.

Автор: Alex

Яндекс.Метрика