Кроссоверы и внедорожники
новинки, обзоры, тест-драйвы, сравнение

Нива в школе внедорожников


Нива 4x4

Нива 4×4

«Нива» тоже ЖЫП, только ма-а-а-аленький. Такая шутка бытует среди любителей внедорожников. А что надо сделать маленьким, чтобы стать взрослыми? Правильно! Надо поучиться в школе. Посмотрим, какие предметы придется пройти, чтобы сделать полноценный внедорожник из «Нивы» и при этом оставить возможность нормального передвижения по асфальту и не вступать в конфликт с ГИБДД по поводу внесения изменений в конструкцию автомобиля.

Урок первый. Геометрия внедорожника

Лифтинг Нивы

Лифтинг Нивы

Оговоримся сразу, что с геометрией у «Нивы» (особенно трехдверной) изначально дела весьма неплохи. Тем не менее, резервы есть, и их часто используют. 220 мм клиренса – это уже хорошо, но говоря, что клиренса много не бывает. «Ниве» частенько приходится ездить по колее, набитой грузовиками. Отсюда первая задача по геометрии – сделать больше диаметр окружности колеса. Размер штатной внедорожной резины ВЛИ-5 – 27 дюймов. Без каких либо изменений можно установить резину К-139, которая на дюйм больше. Это даст прибавку клиренса всего в 1 – 1,5 см. Чтобы добиться большего требуется лифтовать машину.
По поводу лифта «Нивы» до сих пор среди нивоводов не прекращаются дискуссии. Одни считают, что полноценный внедорожник все равно не получится, а машина хороша именно в оригинальном состоянии. Другие лифтуют с запасом. Пожалуй, наиболее взвешенным и компетентным можно считать мнение известного краснодарского мастера внедорожного тюнинга Андрея Апостола: «Для Нивы лифт – 5 см. Меньше – недолифт. Больше – перелифт.» Думается, что он прав. Простой геометрический расчет показывает, что установка колес диаметром на два дюйма больше требует подъема машины на 1 дюйм. Но при этом на ухабах и в поворотах протектор будет задевать колесные арки, и их приходится подрезать. При лифте в два дюйма можно установить 29-дюймовые колеса без резки кузова.

Распространенный вариант лифтинга «Нивы» состоит в основном из следующих операций:

  • установка спереди пружин и амортизаторов от «Шевроле-Нивы»
  • установка проставок под шаровые опоры толщиной 30 мм (можно набрать шайбами)
  • установка амортизаторов от «Газели» и 50 мм проставок к пружинам сзади

При этом от земли до передней балки будет 32 см и 29-дюймовые колеса хорошо становятся. При этом придется, скорее всего, поменять диски с 16-дюймовых на 15 дюймовые, так как именно для этого размера есть достойный выбор внедорожной резины. Обычно используется резина размерностью 235/75 R15. Достоинство такого способа – его относительная простота и легкость возвращения машины в исходное состояние при необходимости. Есть и минусы. Поскольку пружины и амортизаторы рассчитаны на более тяжелые автомобили, то подвеска становится более жесткой. Машина чаще «козлит» на неровностях, больше риск диагонального вывешивания.
Вообще, на лифтованной машине с большими колесами ездить надо осторожнее. Не только потому, что из-за высокого центра тяжести, склонность «Нивы» к опрокидыванию увеличивается. При неумеренном пользовании педалью акселератора с большими колесами легко повредить шлицевые соединения приводов.

Урок второй. Физика, тема – механика

Нива 4x4

Нива 4×4

Обзаведясь полноценными колесами внедорожника, «Нива» может быть сильно удивлена тем, что ехать стало тяжело даже по асфальту, не говоря уж о бездорожье. Все правильно, колеса стали тяжелее, диметр больше, а под капотом все те же 80 лошадиных сил. Замена двигателя на более мощный – слишком хлопотное и дорогое решение. Есть варианты и проще. Внедорожнику не требуются победы в стрит-рейсинге. Поэтому можно проиграть в скорости, но выиграть в силе по законам классической механики.
Диаметр колеса увеличился на 7%. Чтобы скомпенсировать увеличение усилия, необходимого для вращения колес, его нужно, как минимум, так же увеличить. Лучше – больше, так как увеличилась и ширина колеса, и сила его сцепления с грунтом. Да и сопротивление качению у размокшей глины намного больше, чем у нормальной дороги. Самое простой решение – установка главных пар с передаточным числом 4,44. Можно найти даже комплект с передаточным числом 5,76, но в нем есть смысл, только если по дорогам машина практически не будет передвигаться.
Другим, более сложным, приемом компенсации является установка так называемого «низового» распредвала, который позволяет сместить максимальную мощность и крутящий момент в область более низкого числа оборотов двигателя.

Урок третий. Физика, тема – электричество

Нива 4x4

Нива 4×4

Штатные фары внедорожника редко бывают достаточно чистыми, чтобы обеспечить нормальное освещение «дороги». Именно для этого, а не для «понтов» джиперы на багажник ставят «люстры». Полезным дополнением для поиска объезда препятствия ночью будет и дополнительная фара-искатель с регулируемым направлением луча света.
Главный источником электроэнергии у автомобиля – генератор. Его и надо беречь в первую очередь. Перенос генератора в более высокую точку уменьшит износ и предохранит от забивания грязью. Расход электричества при езде по бездорожью с частыми остановками и запусками стартера выше обычного. Если применяется лебедка, то намного выше. А вот зарядка менее эффективная из-за малых скоростей. Поэтому генератор неплохо заменить на более мощный, а аккумулятор – на более емкий.

Урок четвертый. Химия

Нива 4x4

Нива 4×4

От математики и физики бездорожья перейдем к внедорожной химии. Как и в обычной химии, в лаборатории внедорожников главное вещество – вода. Она и представляет главную проблему, проникая туда, где может навредить.
Страшнее всего вода в двигателе. Попасть туда вода может двумя способами – через глушитель и через воздухозаборник. Первый вариант встречается нечасто, только когда машина заглохнет на броду и останется там до охлаждения двигателя. Тем не менее, некоторые любители экстрима выводят глушитель выше крыши. А вот если при погружении под воду корпуса воздушного фильтра двигатель сразу заглохнет, то вам повезло. Даже кратковременная работа с водой внутри гарантированно приведет к гидроудару и серьезному ремонту или замене мотора. Поэтому для полноценного внедорожника шнорхель необходим, если конечно вы не планируете ездить исключительно по калмыцким степям или пустыне Кара-кум. Детали самой простой конструкции шнорхеля берутся в магазине сантехники – труба и соединительные элементы для канализации диаметром 50 мм. Есть более дорогие и эстетичные заводские варианты.
Вода в редукторах, попадающая туда через сапуны, тоже не подарок. Водно-масляная эмульсия не имеет необходимой смазывающей способности, зато способствует коррозии деталей мостов, КПП и раздаточной коробки. Избавиться от этой проблемы несложно. К сапунам нужно прикрепить гибкие шланги, открытые концы которых выводятся куда-нибудь повыше, под капот или даже в салон.
Урок химии можно завершить лабораторной работой по токопроводящим смазкам и силиконовым полимерам. Первыми нужно обработать контактные разъемы внутри, чтобы контакты не окислялись, а силиконом – снаружи (вместе с проводами), чтобы водоотталкивающий свойства силиконов защитили провода и контакты от попадания влаги.

Факультатив по ОБЖ

Нива 4x4

Нива 4×4

Какой бы хорошей ни была проходимость внедорожника, все равно ему суждено застрять. Поэтому заранее следует предусмотреть средства для самостоятельного извлечения «Нивы» из разнообразных «засад». Самое простое, что можно сделать – это иметь в багажнике лопату, реечный домкрат и пару коротких кусков крепкой доски. Хайджек – вещь замечательная, но чтобы им пользоваться эффективно, необходимо усилить крепления бамперов, так, чтобы за них можно было поднять машину без последствий. Полезно также установить настоящие силовые, а не декоративные пороги. Тогда приподнять машину можно будет практически в любом месте.
Более радикальное средство – установка электрической лебедки на передний бампер. Заводом это не предусмотрено, поэтому лучше иметь два сменных бампера. Силовой – для покатушек и заводской – для техосмотра.

Внедорожный университет

Если же «Нива» живет и ездит там, где инспекторов ГИБДД еще меньше, чем дорог с твердым покрытием, то ей можно поступить и университет внедорожников. Усиливается буквально все, кроме двигателя. После его окончания она может выглядеть примерно так:

  • Силовой передний бампер с лебедкой Come-up 6000 (как минимум). А может и вторая «лебедь» усядется на усиленный задний бампер. Силовые пороги – само собой.
  • Лонжероны усилены приваренными накладками.
  • Шнорхель, сапуны, выведенные наверх.
  • Резина 31 дюйм (желательно Сильверстоун), а то и 32 – 33 дюйма с соответствующими переделками кузова. В этом случае
    Тракторный генератор, бесщёточный на 72А плюс две аккумуляторных батареи: основная – 75 А-ч и дополнительная – на 55 с переключением из салона.
  • Пневматическая блокировка межколесного дифференциала в заднем мосту (выпускается в Санкт-Петербурге). Питается от двухцилиндрового компрессора, установленного под капотом.
  • Естественно, при таком дополнительном оборудовании запаска из-под капота перекочует в багажник на крыше. Туда же поселятся хайджек, сенд-траки и «люстра». От багажника к бамперу протянутся веткоотбойники, защищающие лобовое стекло.
  • Раздаточная коробка на подрамнике, переделанная на передаточное число 2,95. Главная пара от ВАЗ 2101 с передаточным числом 4,3.
  • Редуктор переднего моста отделится от двигателя, «чулки» заднего моста будут усилены приваренными накладками, чтобы не согнулись. Внутри «чулков» появятся усиленные полуоси.

После получения высшего образования маленький, скромный, но полноценный внедорожник «Нива» может перемещаться по таким местам, где спасуют более маститые, но тяжелые зарубежные коллеги. Примерно так, как на видео.

Автор: Alex

Яндекс.Метрика