Кроссоверы и внедорожники
новинки, обзоры, тест-драйвы, сравнение

Внедорожники в военной форме. Такие разные!


voenie vnedorognikiКак только «лошадиные силы» из конюшен стали перемещаться под капоты, автомобилями заинтересовались военные. Сформировался новый класс транспортных средств под названием армейские внедорожники, автомобили повышенной проходимости, предназначенные для транспортировки личного состава, небольших грузов и легкого вооружения. Несмотря на общность назначения, машины получались совершенно разные. Расскажем о наиболее примечательных внедорожниках, разработанных для вооруженных сил разных стран мира.

Легкие и дешевые

luaz 967Самыми легкими внедорожниками для вооруженных сил можно назвать тактический автомобиль Haflinger, разработанный в Австрии и советский транспортер переднего края (ТПК), он же – ЛуАЗ 967. Галфиндер был создан той же фирмой Steyr-Daimler-Puch, которая (после ее поглощения баварским автогигантом) разработала и знаменитый Mercedes-Benz Gelandewagen. Австрийская «рабочая лошадка», получила свое имя от горной породы выносливых лошадей и оправдала его. Галфиндер выпускали в разных модификациях с 1958 по 1974 год. Он мог выполнять функции легкого грузовика и санитарного автомобиля, нести курьерскую службу, пробираясь по самым узким и каменистым дорогам горной местности. Haflinger служил базой для установки тяжелых пулеметов и легких артиллерийских орудий.

Опытный образец советского легкого внедорожника был сконструирован в НАМИ тоже в 1958 году, но в серию пошел только в 1960. По сравнению с австрийской «лошадкой» ТПК крупнее, но и возможностей у него больше. ТПК может не только успешно передвигаться по бездорожью, но и преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 3 км/ч. Перемещение по воде происходит за счет вращения колес с глубоким рисунком протектор. Одной из уникальных особенностей ТПК в том, что водитель им может управлять, передвигаясь почти ползком рядом с машиной. При этом машина становится довольно сложной мишенью, так как высота со снятым тентом и опущенным лобовым стеклом не превышает метра. Эта особенность позволяет скрытно подвозить на передовую боеприпасы и увозить в тыл раненых. Для подтягивания носилок с раненым на ТПК смонтирована лебедка.

ЛуАЗ 967 и Haflinger объединяют не только близкие технические характеристики, но и внешность. Оба внедорожника имеют неказистый вид конька-горбунка. Это вовсе не плагиат, а второстепенность дизайна армейских машин по сравнению с их тактико-техническими характеристиками. «Курносая» передняя часть автомобиля позволяет преодолевать подъемы крутизной свыше 50%. Другое сходство заключается в том, что на базе армейских внедорожников были разработаны машины гражданского применения. Списанные из воинских частей автомобили часто идут не на переработку, а в руки автолюбителей, которые используют их спустя десятки лет после снятия с производства. Интересно, что в Германии до сих пор на ходу немало ТПК, которые остались в стране после вывода советских войск и служат прогулочными автомобилями.

Легендарные и проверенные временем

Willys MBБольшинство военных легковых машин второй половины ХХ века ведут свою родословную от американского Willys MB. Он был разработан в сжатые сроки перед Второй мировой войной и быстро нашел свое применение в армии. Только в СССР было поставлено свыше 50 тысяч таких автомобилей, а всего их было выпущено более 360 тысяч. Основные конструктивные требования к армейскому внедорожнику, заложенные в «Виллис», такие как полный привод, высокий клиренс, достаточно короткая база, прочность, живучесть, простота конструкции и ремонтопригодность, были развиты автопроизводителями разных стран мира.

В Советском Союзе был аналог «Виллиса» — ГАЗ-67Б. В армии его в шутку называли ХБВ («Хочу Быть Виллисом»). Советские внедорожники имели близкие характеристики, но проигрывали заокеанским, как по эксплуатационным качествам, так и по количеству. Машин было собрано в десять раз меньше, чем поставлено союзниками. Зато пришедший ему на смену ГАЗ-69 по массовости производства далеко опередил Willys MB. Две модификации «козлика» (ГАЗ-69 – восьмиместный и ГАЗ-69А – пятиместный) выпущены общим числом свыше 600 тысяч экземпляров. По соотношению цены и проходимости этому автомобилю не было равных в мире, что позволило наладить его экспорт более, чем в 50 стран. Концепция «козлика» была продолжена Ульяновским автомобильным заводом в модели УАЗ-469, переименованной в 1985 г. в УАЗ-3151. Двухступенчатая главная передача, бортовые редукторы, клиренс в 300 мм и более мощный двигатель позволили существенно превзойти ГАЗ-69 по проходимости. Удачная конструкция ульяновского внедорожника с 1972 года и до современности стойко переносит все тяготы и лишения воинской службы.

Тяжелые и мощные

hammerСимволом армейского внедорожника стал американский «Хаммер», получивший свое звучное имя от аббревиатуры HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Его агрессивный внешний вид помнят во всех уголках мира, где затрагиваются интересы США. Поступив на вооружение в 1985 году, «Хаммер» заменил собой сразу несколько внедорожников и легких грузовиков. Он занимает промежуточное положение между грузовыми и легковыми автомобилями. Непривычная ширина обусловлена тем, что одной из требуемых характеристик внедорожника для армии США была его способность двигаться по танковой колее. Масса, грузоподъемность, объем и мощность двигателя у «Хаммера» в три-четыре раза больше, чем у описанных выше легких внедорожников.
Бронированные версии «Хаммера» могут не только перевозить в сложных условиях личный состав, но и непосредственно участвовать в бою, почти как боевая машина пехоты. Имея грузоподъемность до двух тонн, некоторые модификации служат базой для установки довольно тяжелого вооружения, такого как противотанковый комплекс TOW или пусковая установка с четырьмя зенитными ракетами «Старстрайк».

Несколько более легкие, чем «Хаммер», но тоже весьма мощные внедорожники стоят на вооружении армий Великобритании и Германии. Их гражданские версии часто можно увидеть и в Российских городах. Если Land Rover Defender – символ брутального минимализма, то Mercedes-Benz Gelandewagen – имиджевое транспортное средство успешного и респектабельного владельца. Тем не менее, столь разные машины изначально разработаны именно как тяжелые армейские внедорожники. Интересно название одной из модификаций «Лендровера» – «Розовая пантера». Как ни странно, розовый цвет был камуфляжным для ведения боевых действий в одной из африканских пустынь.

Внедорожные микроавтобусы в армии

UAZ tabletkaСреди внедорожников в армейских частях некоторых стран встречаются и микроавтобусы. УАЗ-«таблетка» хорошо известен всем жителям России и как гражданский и как военный автомобиль, прежде всего – санитарный. На его базе армейские авторемонтные заводы выпускали еще и штабные машины.

Гораздо менее известен австрийский аналог Pinzgauer, разработанный компанией Steyr-Daimler-Puch, которая создала Haflinger и Mercedes-Benz Gelandewagen. Разработку «Пинцгауэра» заказывала Швейцария, но он поставлялся еще в 11 стран, включая Украину и Великобританию. Две основные модификации «Пинцгауэра» имели пассажирское назначение (10 мест и кузов накрытый тентом) и командирское (пять мест и цельнометаллический кузов)

Новейшие и перспективные

Toyota Mega CruiserВо второй половине ХХ века в вооруженных силах некоторых стран, в первую очередь – в США стали пересматривать отношение к солдатам, как к «пушечному мясу». Начали претерпевать изменение и армейские внедорожники. Конструкторы стали работать не только над чисто боевыми характеристиками автомобилей, но и проявлять заботу о жизни и даже комфорте военных. Ярким примером может служить Toyota Mega Cruiser, которая по комфорту подобна хорошим гражданским авто, а по тактико-техническим характеристикам аналогична «Хаммеру».

В последние годы стали обращать внимание и на экологические характеристики военной техники. В этом плане «Хаммер» с его большим расходом горючего безнадежно устарел. В Пентагоне определили, что в 2015 году в вооруженные силы должен поступить новый внедорожник. Тактические задачи те же – разведка и патрулирование, сопровождение и доставка военных. Однако уровень безопасности в этом автомобиле должен быть намного выше. Перспективный внедорожник будет представителем легких тактических автомобилей (Joint Light Tactical Vehicle, сокращенно – JLTV). Слово «joint» в этом контексте говорит о том, что новый автомобиль должен быть интегрирован в военную компьютерную сеть.

Автор: Alex

Яндекс.Метрика